18-06-15 / 2015
Новости отрасли
Работа на перспективу

Внедрение принципов процессно-ориентированного управления – необходимое условие серьезного повышения эффективности работы холдинга и каждого сотрудника. Об этом наш сегодняшний разговор.Западно-Сибирская магистраль внедряет принципы процессно-ориентированного управления. Анатолий Регер, начальник Западно-Сибирской дороги

– Анатолий Абрамович, с каким опытом магистраль подошла к завершающему этапу реформы?

– Серьезный опыт преобразований мы получили еще в 1997 году при объединении Западно-Сибирской и Кемеровской дорог. Через год ЗСЖД предложила ту форму организации пригородного сообщения, которая легла в основу реформирования всего пригородного пассажирского комплекса.

Мы первыми разделили ремонт и эксплуатацию локомотивов, на системной основе организовали вождение тяжеловесных поездов, с 2011 года, когда практически все грузовые вагоны стали частными, начали оптимизацию технологии управления вагонными парками.

Сегодня погрузка угля в Кузнецком бассейне превышает 200 млн тонн в год. Освоить такие объемы перевозок стало возможным благодаря планомерному развитию пропускных и провозных способностей участков и сортировочных станций в течение последних десяти лет, реконструкции локомотивных и вагонных депо, обновлению основных средств. А реализованные совместно с угольными компаниями программы развития инфраструктуры магистрального и промышленного железнодорожного транспорта Кузбасса – хороший пример стратегического партнерства грузоотправителя и перевозчика.

– С какими проблемами в работе вы сталкиваетесь и каким образом решаете их?

– Периодически приходится сталкиваться с ограничениями, связанными с дисбалансом уровня технического оснащения и особенностями технологии работы на других магистралях. По этой причине, к примеру, мы не сдаем в полном объеме на запад тяжеловесные поезда, а максимальная участковая скорость, достигнутая на дороге, не позволяет добиться значительного сокращения срока доставки грузов.

Положительного эффекта в решении этих вопросов мы ожидаем от совместной работы бизнес-блоков. Но и здесь не до конца решена проблема с расхождением приоритетов региональных дочерних предприятий и филиалов со стратегическими целевыми параметрами холдинга. Сложно оценить, насколько деятельность одного хозяйства гарантирует достижение максимального результата для всего холдинга.

Поэтому чем быстрее мы приведем эти параметры к единообразию, чем раньше эти хозяйства начнут взаимодействовать эффективно, тем раньше мы все начнем двигаться в одном направлении. На уровне регионального центра корпоративного управления появится возможность целенаправленно планировать развитие на перспективу, принимать правильные управленческие решения, ставить перед хозяйствами конкретные задачи. Уверен, что максимальный экономический эффект в результате работы компании должен складываться из совокупной эффективной деятельности всей сети, а не отдельно взятой дороги.

– Эффективность работы зависит в том числе и от объема инвестиций, вкладываемых в развитие.

– Совершенно верно. Реализации инвестиционных проектов мы уделяем повышенное внимание. Начат заключительный этап строительства тоннеля на участке Артышта – Томусинская. Это стратегический объект для Кузбасского региона. В Новосибирске вводим в эксплуатацию первую очередь 16-этажного здания диспетчерского центра управления перевозками. Оно оборудовано по последнему слову техники с учетом корпоративных требований к бережливому производству. Здесь внедрен максимум разработок, способных принести эффективную производственную и экономическую отдачу.

В рамках модернизации пассажирской инфраструктуры строим новый вокзал станции Сеятель в границах Новосибирска. Фактически это будет транспортно-пересадочный узел с современным вокзалом, перехватывающей автопарковкой, инфраструктурой для велосипедистов, пассажиров с ограниченными возможностями.

Обязательным пунктом инвестиционной политики остается строительство жилья для сотрудников компании. Всего до конца года планируем построить десять жилых домов общей площадью 1,3 тыс. кв. м на станциях Боровиха, Гордеево, Кожурла, Межениновка, Кокошино, Итатка, Рямы, Сыропятское, Чемал, Корчино.

Объем инвестиций, направленных на развитие нашей магистрали в этом году, превысит 20 млрд руб. Планируем реконструировать более 200 км пути, получить около 100 новых единиц тягового подвижного состава.

– Компания уделяет повышенное внимание клиентоориентированности бизнеса. Каковы перспективные направления взаимодействия с клиентами?

– Объединив в прошлом году ресурсы территориального Центра фирменного транспортного обслуживания, Дирекции по управлению терминально-складским комплексом, филиалов ОАО "РЖД Логистика", ПАО "ТрансКонтейнер", АО "Федеральная грузовая компания", мы организовали взаимодействие с клиентами по принципу "одного окна".

Смысл работы по этому принципу в получении дополнительных доходов за счет реализации тех комплексных услуг, в которых наши клиенты испытывают потребность. Сегодня это движение грузовых поездов по расписанию, отстой вагонов, погрузочно-разгрузочные работы на местах общего пользования, страхование груза, складские услуги. Мы оформляем все необходимые документы и разрабатываем оптимальные логистические схемы. В перспективе в этом перечне обязательно появится что-то новое, а в прошлом году эффект от данной работы составил почти 1,8 млрд руб.

– 2015-й объявлен на магистрали Годом применения процессного управления. Почему сделан именно такой акцент?

– Расширение применения процессного подхода в управлении – принципиально важная задача, которая сегодня стоит и перед магистралью, и перед всей сетью. Внедрение принципов процессно-ориентированного управления – необходимое условие серьезного повышения эффективности работы холдинга и каждого сотрудника.

Внедрение процессного подхода, в свою очередь, может производиться и с применением методов проектного управления. Как пример приведу уже организованный на дороге функциональный проектный офис по разработке технологии перевозочного процесса для диспетчеров с созданием Центра управления перевозками. Также реализуются функциональные проекты по оптимизации управления тяговыми ресурсами и содержанию инфраструктуры. В работе и ряд других проектов, охватывающих разноплановые, но в то же время взаимодополняемые виды деятельности: ведение документооборота, регламентация процессов снегоборьбы на дороге, проведение капитальных видов ремонта пути, сквозное годовое планирование. Все они внедряются с применением процессных подходов.

Безусловно, в первую очередь необходимо обучить как руководителей, так и специалистов, поскольку знание принципов процессного подхода не появится само по себе с изданием соответствующего распоряжения. С этой целью совместно с Сибирским госуниверситетом путей сообщения подготовлена соответствующая учебная программа. Обучением будут охвачены все первые руководители региональных дирекций, центров, служб и их заместители – всего около 170 человек. Кроме того, на дороге будет проведен конкурс на лучшее подразделение по применению процессного подхода в управлении и повышению эффективности деятельности.

– Эти нововведения направлены на повышение эффективности уже действующих сотрудников. Насколько известно, на дороге также реализуется проект по улучшению качества подготовки студентов – ваших будущих работников.

– Да, этот важный пилотный проект – сетевая форма реализации образовательных программ для студентов Сибирского и Омского госуниверситетов путей сообщения – успешно прошел на дороге "полевые испытания" и одобрен руководством холдинга для внедрения на сети. Его суть в повышении качества подготовки специалистов с максимальным приближением студентов и преподавателей к реальной производственной среде.

В структурных производственных подразделениях региональных дирекций открыто 12 базовых кафедр этих вузов. Они стали отличной площадкой для подготовки курсовых и дипломных проектов студентов, а также диссертационных работ. То есть появилась возможность научной деятельности с максимальным использованием потенциала компании. В 2015 году участниками проекта стали 3 тыс. студентов СГУПСа, ОмГУПСа и их филиалов-техникумов.

В этом году руководители региональных дирекций сформировали около 700 заданий для дипломных работ будущих специалистов. Студенты получили удаленный доступ к реальным документам, аналитическим материалам по профилю базовой кафедры любого структурного подразделения в границах магистрали. Такой формат призван в первую очередь повысить качество подготовки специалистов и обеспечить соответствие системы образования запросам работодателей.

– Как на дороге мотивируют работников, чтобы повысить уровень взаимодействия участников перевозочного процесса?

– Наша задача – сохранить в системе мотивации лучшее, что уже накоплено, но вместе с тем сделать ее более гибкой в применении в новых условиях, а также понятной и прозрачной для сотрудников.

В прошлом году было разработано 14 положений о мотивации, в том числе в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, повышения эффективности корпоративного управления и взаимодействия структурных подразделений, достижения в трудовой деятельности. Например, для повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений организовано дорожное соревнование среди коллективов комплексных диспетчерских смен, ежеквартально подводятся итоги работы узловых рабочих групп.

На всех сортировочных станциях дороги введена коллективная форма организации и стимулирования труда, объединившая работников станции, эксплуатационного локомотивного и вагонного депо. За 2014 год победителем соревнования стал коллектив смены № 3 станции Инская, достигший наилучших результатов в выполнении производственных заданий по переработке и отправлению вагонов со станции. Поощрено 178 лучших работников комплексной бригады, премиальный фонд составил более 400 тыс. руб.

На дороге не останавливаются на достигнутом, в этом году коллективная форма организации и стимулирования труда получила развитие на двух участковых станциях – Карасук и Иртышское.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.06.2015