26-02-20 / 2020
Новости отрасли
Рабочие группы Госсовета рекомендовали РЖД дать скидку на перевозки угля на запад на весь 2020г

Рабочие группы Государственного совета РФ по направлениям "Энергетика" и "Транспорт" на заседании в среду рекомендовали ОАО "РЖД" дать скидку на перевозки угля на запад на весь 2020 год, следует из сообщения пресс-службы правительства Кузбасса.

"Предусмотреть на весь 2020 год максимальную скидку к плате за перевозки российского угля в западном направлении, без дополнительных условий, с возможностью продления", - говорится в рекомендации.

РЖД с начала октября 2019 года установили на весь четвертый квартал прошлого года понижающий коэффициент к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля низкокалорийных марок из Кузбасса в направлении припортовых станций Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог. Понижающий коэффициент (скидка 7,41%) должен был нивелировать введенную с начала 2019 года 8%-ю экспортную надбавку на перевозки угля и создать условия для переориентации части поставок твердого топлива с перегруженного восточного направления сети железных дорог.

Вместе с тем, на совещании по вопросам перевозок угля железнодорожным транспортом в Кемерово в декабре 2019 года замгубернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов заявил, что предоставленная РЖД скидка на экспортные перевозки энергетического угля из Кузбасса в направлении портов Северо-Запада не покрывает транспортных расходов угольщиков.

"Проблема в том, что условием его (предоставленного РЖД понижающего коэффициента - ИФ) применения является выполнение суммарного гарантированного объема перевозок по указанным маршрутам в размере не менее 15,9 млн тонн в течение четвертого квартала 2019 года. Рыночная ситуация не позволяет сегодня угольным компаниям набрать нужный объем, везя повышенный объем угля по низким ценам фактически себе в убыток. Скидка на таких условиях не покрывает убытки", - сказа Панов.

По его данным, угледобывающие компании Кузбасса представили на четвертый квартал к перевозке в направлении припортовых станций Северо-Запада РФ уголь в объеме не более 13 млн тонн.

Согласно распространенному в среду сообщению пресс-службы, на заседании также было решено рекомендовать Минтранспорта РФ, Минэнерго РФ, ФАС и ОАО "РЖД" "согласовать порядок объективного распределения провозной способности из Кузбасса на восток пропорционально мощности портов".

"Также участники рекомендуют РЖД разработать меры, позволяющие увеличить пропускную способность лимитирующих перегонов на транзитных участках Западного БАМа и Транссиба, уже в 2020 году (внедрение системы интервального регулирования, корректировка технологии возврата толкачей на горно-перевальных участках, пропуск грузовых поездов по ниткам нерегулярных пассажирских поездов, внедрение частично-пакетного графика на всем протяжении Западного БАМа и др.), рассмотреть возможность полной маршрутизации порожних рейсов со станций "восточного полигона" и продлить скидку на перевозку энергетического угля в южном направлении на 2020 год", - говорится в сообщении.

Кроме того, по итогам заседания было решено рекомендовать министерству транспорта РФ и РЖД восстановить объем инвестиций в развитие "восточного полигона" на 2021 и 2022 годы, утвердить сроки реализации 212 приоритетных проектов "восточного полигона", направленных в РЖД советом потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД".

"С 2018 года отмечается тенденция смещения планируемых сроков реализации инвестиционных проектов (РЖД - ИФ) и уменьшения объемов инвестиций. В результате нет определенности в развитии "восточного полигона". Это не позволяет угольной отрасли определять собственные программы развития. Конкретная программа, согласованная со всеми участниками процесса, поможет развиваться в условиях кризиса (угольной отрасли - ИФ)", - цитирует пресс-служба губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.

По его словам, мировой спрос на уголь не сокращается. "Более того, прогнозируется рост потребностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, как традиционных импортеров угля - Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, так и перспективных - Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Таиланд, а также резкий рост импорта угля в Индию", - отмечает пресс-служба со ссылкой на губернатора.

Вместе с тем, имеют место "проблемы с проездом на Азиатско-Тихоокеанский рынок", в то время как "именно этот рынок ждет наш уголь", подчеркивает Цивилев.

Осенью при согласовании финансового плана "Российских железных дорог" на 2020-2022 годы выяснилось, что расходы на "восточный полигон" сокращены на 161 млрд рублей. Тогда клиенты РЖД договорились с монополией о создании рабочей группы, которая утвердит первоочередные мероприятия по БАМу и Транссибу, вписывающиеся в сокращенный бюджет.

12 декабря Дмитрий Медведев, занимавший пост премьер-министра РФ, дал поручение перевозчику актуализировать детальный план мероприятий по "восточному полигону", а 20 декабря Максим Акимов (тогда - профильный вице-премьер) поручил до 1 февраля сформировать перечень проектов.

Рабочая группа сформировала перечень из 212 проектов, содержащий соответствующие участки и работы, писал "Коммерсантъ". Там же были проставлены сроки: большинство работ, которые были запланированы на период до 2024 года, сдвигаются (самое позднее - на 2023 год). Перечень был 27 января одобрен Советом потребителей РЖД и 11 февраля вновь обсужден на совещании в Минэнерго с участием основных грузоотправителей - угольщиков.

Однако РЖД оказались не готовы создать объекты в указанные сроки. Как сообщали газете источники в отрасли, обозначилось расхождение позиций между блоком движения "Российских железных дорог", который заинтересован в скорейшем строительстве для сдерживания падения погрузки и провоза грузов на восток, и строительным блоком, опасающимся брать на себя жесткие обязательства.

В итоге перечень первоочередных работ по развитию "восточного полигона" в 2020-2021 годах до сих пор не согласован даже на уровне РЖД, хотя по поручению правительства РФ это необходимо было сделать до 1 февраля, писал "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники.

По словам одного из источников издания, перечень был направлен первому замглавы РЖД Анатолию Краснощеку с просьбой провести совещание для согласования перечня, в частности, с блоком строительства. Оно было назначено на 18 февраля, затем перенесено на 26 февраля. Минтранс, говорил другой источник "Коммерсанта", будет просить об отсрочке исполнения поручения по перечню до 1 марта.

При этом источник газеты среди грузоотправителей подчеркивал, что клиенты монополии "не готовы идти на компромисс по перечню". "Когда в 2018 году Совет потребителей согласился на пакет предложений РЖД по повышению тарифов, включающий в себя экспортную надбавку, повышение тарифа на порожний пробег, сохранение целевых надбавок, с РЖД было заключено джентльменское соглашение о том, что монополия выполнит все работы по "восточному полигону" в полном объеме", - говорил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.02.2020