23-11-19 / 2019
Новости отрасли
Путям упростят переход

Поправки в нормативную базу РФ позволят изменять статус железнодорожных веток

В минувшую пятницу Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект, согласно которому Министерство транспорта России получит полномочия принимать решения о переводе железнодорожных путей общего пользования в разряд веток необщего пользования. Упрощение процедуры позволит отказаться от окончательного закрытия линий, не приносящих достаточного дохода.

Соответствующая поправка в Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" размещена на сайте российской Госдумы sozd.duma.gov.ru. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующим законодательством не предусмотрено правовых оснований для изменения статуса железнодорожных путей. То есть в настоящее время владелец инфраструктуры при изменении назначения железнодорожного пути общего пользования должен пройти следующую процедуру: закрытие железнодорожного пути общего пользования, открытие нового пути необщего пользования после принятия такого пути в эксплуатацию.

По мнению начальника технического отдела Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Алексея Трошина, предлагаемые поправки сделают процесс принятия решений в этой области более гибким. "После закрытия путей общего пользования теперь не нужно будет обращаться к процедуре открытия путей необщего пользования", – пояснил он "Гудку".

После одобрения законопроекта Минтранс также получит полномочия по принятию решения об отказе владельцу инфраструктуры в смене статуса железнодорожных, аналогичные порядку закрытия веток.

Отметим, что ветки можно отнести к малоинтенсивным по следующим критериям – грузонапряженность в пределах 5 млн тонн грузов в год и размер движения не более восьми пар поездов в сутки.

Заместитель начальника Правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев заявил "Гудку", что холдинг поддерживает эту инициативу.

"В случае если законопроект будет принят, это упростит процесс перевода железнодорожных линий общего пользования в разряд веток необщего пользования. Согласно действующему законодательству это невозможно, приходится юридически закрывать линию. А это, как правило, требует длительного согласования с регуляторами. И, несмотря на то что линия уже существует в натуре, после процедуры закрытия необходимо открыть на прежнем месте пути необщего пользования", – отметил он.

Сейчас Минтранс, не имея полномочий по принятию решений в этой области, должен получить положительное заключение от Росжелдора, направить его для согласования либо получения замечаний и предложений в Министерство обороны России и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в ФАС в уведомительном порядке.

По словам Алексея Васильева, вся процедура сейчас занимает не менее полугода.

По мнению заместителя генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД") Сергея Шарапова, эта инициатива будет полезной не только для РЖД, но и для их клиентов.

"Когда рассматривается вопрос использования малодеятельных линий, в первую очередь предлагаются меры по привлечению дополнительных объемов грузов на эту ветку или снижению эксплуатационных затрат. Но, если ветка все равно остается убыточной, поднимается вопрос о закрытии участка. Однако часто есть серьезные аргументы против закрытия ветки, к примеру, если это единственная транспортная артерия для отдаленных населенных пунктов или предприятий. В этом случае, чтобы избежать окончательного закрытия линии, ее необходимо перевести в разряд путей необщего пользования и продать или передать на баланс заинтересованной организации. Предлагаемые поправки в нормативную базу позволят ускорить принятие решений по таким вопросам и обеспечить практически бесперебойную работу линии для заинтересованных структур", – резюмировал Сергей Шарапов.

Как ранее сообщал "Гудок", в прошлом году ИЭРТ и РЖД разработали Программу повышения эффективности работы малоинтенсивных линий. Так, закрытие станций в темное время суток (для сокращения числа рабочих смен) или работа локомотивов на таких линиях без помощников машинистов помогают перевозчику снизить издержки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152023.11.2019