15-04-16 / 2016
Новости отрасли
Путин ждет от ведомств и РЖД мнение об электровозах Bombardier

 Минтранс, Минфин, Минэкономразвития, Минфин и ОАО "Российские железные дороги" к 20 апреля должны будут высказать свое мнение по поводу предложения полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича начать опытную эксплуатацию электровозов, разработанных канадской Bombardier, и оценить возможность их серийного производства на ООО "Первая локомотивная компания" (ПЛК) с 2017 г.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в одном из профильных ведомств, президент РФ Владимир Путин, рассмотрев письмо своего полпреда (датировано концом марта), попросил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, министра транспорта Максима Соколова, а также руководителя РЖД Олега Белозерова рассмотреть обращение и высказать свое мнение. Аппарат А.Дворковича собирает позицию ведомств и компании для доклада главе государства по этому поводу.

ДВУХСИСТЕМНОЕ РЕШЕНИЕ

По словам источника "Интерфакса", в своем обращении М.Бабич указал на "высокую значимость проекта". За счет средств "дочки" Внешэкономбанка - ОАО "ВЭБ-Лизинг" - его реализует АО "Энгельсский локомотивный завод" (Саратовская обл.). Объем инвестиций составил 3,35 млрд руб. Возведенное предприятие способно выпускать до 150 двухсекционных локомотивов в год. Завод освоил выпуск двухсистемного грузового электровоза, разработанного Bombardier, который способен водить тяжеловесные поезда (весом до 9 тыс. тонн) на протяженных участках во всех климатических условиях, отметил М.Бабич.

Двухсистемность же, по его словам, позволяет эксплуатировать локомотив на участках как с переменным, так и с постоянным током (их протяженность на электрифицированных линиях примерно одинаково). Кроме того, за счет внутренней генераторной установки электровоз способен при полной загрузке до 12-ти часов автономно передвигаться по неэлектрифицированным участкам. Использование таких машин позволит возить грузы по всей ж/д сети без смены локомотивов, снизив транспортные издержки, по словам собеседника агентства, подчеркнул в письме полпред. Более того, по его мнению, при использовании "двухсистемников" с опцией "последней мили" можно пересмотреть и существующую карту маршрутов, усовершенствовав логистику и повысив транспортную обеспеченность страны.

До конца 2016 г. электровозы будут проходить сертификационные испытания, серийный выпуск завод сможет начать с 2017 г. Цена локомотива - 345 млн руб., но при массовом производстве и его локализации возможно снижение стоимости на 10-20%, отметил М.Бабич, добавив, что в этом случае технические характеристики новинки могут дать экономический эффект по сравнению с односистемными локомотивами, закупаемыми сейчас РЖД за 150-300 млн руб.

Вопросы локализации, по словам полномочного представителя, уже прорабатываются более чем со 100 предприятиями РФ, к 2020 г. ее планируется увеличить с 15% до 85%. Это позволит отечественным производителям получить опыт и технологии в изготовлении такой техники, которые в будущем могут быть использованы для разработки собственного тягового подвижного состава, способного быть конкурентоспособным и на мировом рынке, а также получить социальный эффект, считает М.Бабич. При этом в числе потенциальных заказчиков новых локомотивов могут быть не только "Российские железные дороги", но и промышленные предприятия и транспортные компании России и СНГ.

Для запуска двухсистемного электровоза в серийное производство необходимо обеспечить заказ РЖД на выпуск 10-20 локомотивов с условием оплаты по факту поставки в 2017 г., написал полпред, попросив В.Путина поручить правительству проработать вопрос.

"КНЯЗЬ ВЛАДИМИР"

Как сообщалось ранее, "Первая локомотивная компания" была основана "в рамках совместного проекта российских инвесторов и Bombardier" для производства тягового подвижного состава. Разработка и выпуск для рынка РФ и СНГ электровоза 2ЭВ120 (F120MS), спроектированного на основе семейства Traxx канадской компании (более 2 тыс. машин сейчас эксплуатируется в страх Европы) - пилотный проект ПЛК. "В его рамках разработана и создана модульная конструкция, позволяющая выпускать машины различного назначения, в том числе - электровозы постоянного и переменного тока, тепловозы по принципу многодизельной силовой установки", - отмечала компания.

Строительство предприятия в Энгельсе началось в 2013 г. В августе 2015 г. завод был запущен в эксплуатацию. Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", формально ЭЛЗ на 50,1% принадлежит кипрской Volkam Treiding Ltd, 34,99% - у кипрской Rafelar Kholdings Ltd, 14,9% -у Veb-Leasing Europe SARL (Люксембург). Компания была зарегистрирована в 2011 г. В ПЛК 100% - у швейцарской Fest Lokomotiv Kholding Ltd. Пресс-секретарь министерства промышленности и энергетики Саратовской области Светлана Корсукова сообщала "Интерфаксу", что завод является совместным проектом "Первой локомотивной компании", канадской Bombardier и структуры "ВЭБ-Лизинга", которое инвестировало 6,8 млрд руб. Бывший глава ВЭБа Владимир Дмитриев на открытии предприятия заявлял, что "востребованность продукции не вызывает сомнений".

ЭЛЗ представил 2ЭВ120 под названием "Князь Владимир" в сентябре на традиционном железнодорожном салоне в Щербинке. Генеральный директор ПЛК Александр Стрелюхин говорил, что локомотивы будут востребованы "на больших расстояниях" в регионах Сибири, Дальнего Востока и севера РФ, в том числе с учетом того, что они способны водить тяжеловесные грузовые поезда массой 7-9 тыс. тонн.

Дизель-генераторная установка же в каждой секции позволяет "использовать локомотив в начальных и конечных пунктах маршрутов для маневровой работы независимо от наличия свободных маневровых тепловозов, а также продолжения движения состава в аварийных случаях на обесточенных участках", добавляла "Первая локомотивная". Организаторы ж/д форума, при этом, сообщали, что завод в Энгельсе уже получает заказы. Первые 15 двухсекционных локомотивов отправятся в Армению, Азербайджан и Иран. Помимо этого отмечалось, что руководство предприятия заинтересовано и в поставках продукции на российский рынок: "переговоры с РЖД идут".

ТРАДИЦИОННАЯ ЛОКОМОТИВНАЯ ТЯГА

Тогда же, в кулуарах ж/д салона в Щербинке, о 2ЭВ120 высказывались и представители "Российских железных дорог". "Я был на этом локомотиве. Интересный локомотив", - заявлял "Интерфаксу" старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович. "Мне как инженеру интересно посмотреть на локомотив, как на все новое. Техническое решение - молодцы. Вопрос очень хорошо реализован. Лично я за них рад", - добавлял он.

Однако потребность в таких локомотивах, по мнению топ-менеджера, на ж/д сети ограничена. "Участков со сменой рода тока в РФ - крупных по направлениям - не более десяти", - отмечал В.Гапанович. "Последняя миля" же для Европы характерна. Для нас - нет, потому что используется электротяга. У нас все пути электрифицированы, а "последняя миля" - это технология, предназначенная для перемещения "без нагрузки", по постановке в депо - вспомогательные операции в основном", - говорил он.

Про покупку 2ЭВ120 речи пока вообще не идет, замечал тогда топ-менеджер. "До этого еще большая "дистанция" - сертификация и все остальное", - сказал он. "Мы создаем такой локомотив с "Трансмашхолдингом" (ТМХ - ИФ)", - говорил при этом В.Гапанович. В 2013 г. РЖД, ТМХ и его совладелец - французский концерн Alstom - подписали соглашение о разработке двухсистемного грузового электровоза 2ЭС20 с асинхронными тяговыми двигателями.

До этого, в 2014 г., В.Гапанович уже высказывался о планах создания предприятия по производству таких локомотивов. "Все-таки можно было советоваться с главным заказчиком. Посоветуйтесь: во-первых, если строить, то под какие объемы и под какой продукт. Можно построить завод, продукция которого не нужна. Мы об этом говорили с заместителем губернатора в прошлом году, нас не услышали", - говорил топ-менеджер.

По расчетам РЖД, все потребности железной дороги в локомотивах до 2025 г. имеющиеся электровозостроительные заводы (в Новочеркасске и в Верхней Пышме, которые принадлежат, соответственно, ТМХ и совместному предприятию группы "Синара" с немецким концерном Siemens, могут закрыть, отмечал В.Гапанович. Новые же заводы, по его словам, окажутся недозагруженными. Также он напомнил, что еще один выпускающий электровозы завод ТМХ и Alstom работает в Казахстане.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.04.2016