08-12-20 / 2020
Новости отрасли
Путин призвал избегать "чрезмерной" долговой нагрузки РЖД при развитии инфраструктуры

Президент РФ Владимир Путин призвал избегать чрезмерной долговой нагрузки ОАО "Российские железные дороги" при реализации инвестиционных проектов.

"Необходимо определить источники финансирования капитальных расходов РЖД в нужном объеме для решения задач (по развитию инфраструктуры для удовлетворения потребностей отечественной экономики - ИФ)", - заявил глава государства на совещании по вопросам развития железнодорожного транспорта во вторник.

"При этом важно обеспечить, безусловно, и баланс корпоративных финансов. Необходимо избежать чрезмерной долговой нагрузки компании", - подчеркнул он.

ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИЙ

Во вторник "Коммерсантъ" сообщил, что в подготовленном финансовом плане на 2021-2025 гг. "Российские железные дороги" оценили в 1,19 трлн руб. "дефицит средств" на CAPEX в общем размере в 4,04 трлн руб., и частично покрыть эту потребность компания рассчитывает "за счет роста долговой нагрузки". "Если базовый сценарий финплана предполагает удержание "долг/EBITDA" на уровне 3,7, то за счет предлагаемых решений это соотношение с 2022 г. должно вырасти до 3,9", - сообщило издание.

Кроме того, по его данным, РЖД рассчитывают на государственную поддержку в виде взноса в уставный капитал в объеме 289 млрд руб. в 2022 г., "если будет принято решение о необходимости реализовать комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) в полном объеме". В 2024 и 2025 гг. ожидается такая же господдержка ("уже без отдельных оговорок") в размере 127 млрд и 72 млрд руб. соответственно.

Также проект финплана сверстан с допущением, что "Российские железные дороги" заплатят дивиденды на обыкновенные акции лишь в 2022 и 2023 гг. - 74 млрд и 80,3 млрд руб. соответственно, а в 2021, 2024 и 2025 гг. выплат не будет. При этом утвержденная правительством долгосрочная программа развития монополии до 2025 г. предполагает дивиденды только на привилегированные акции.

Еще на 93,2 млрд руб., согласно проекту финансового плана, в 2021 г. можно привлечь за счет продажи зарубежных активов.

Пресс-служба Кремля при этом во вторник заявила, что также на совещании обсуждалось предложение о продаже объектов медицинской инфраструктуры монополии. "Глава государства призвал очень внимательно подходить к этому вопросу, поскольку система здравоохранения РЖД работает качественно, а в некоторых городах других медицинских учреждений, где можно было бы получить квалифицированную помощь, попросту нет", - говорится в сообщении.

"ВЕЧНАЯ" ИСТОРИЯ

В ходе совещания во вторник Путин напомнил, что в 2020 г. для поддержки CAPEX компании в условиях падения погрузки и доходов использовался механизм "вечных" облигаций. В мае на аналогичном совещании Путин поддержал выпуск таких бумаг на сумму до 370 млрд руб. Их, прежде всего, должны были выкупать ВЭБ (на 100 млрд руб.) и "системно значимые банки".

В итоге компания смогла сохранить инвестиции на уровне 642 млрд руб. - с учетом 20-миллиардного взноса в уставный капитал своей "дочки" - АО "Федеральная пассажирская компания" (осуществляет перевозки в дальнем следовании) - эта сумма резервировалась в общем лимите "вечных" облигаций. По последней информации, вложения даже окажутся выше - 724 млрд руб. по данным Sber CIB, ссылавшегося на недавнюю презентацию менеджмента.

Без "вечных" бондов и других мер поддержки монополия, по ее прогнозам, смогла бы направить на развитие лишь порядка 200 млрд руб. вместо изначально запланированных 821 млрд руб. (максимальный объем за последние годы).

В 2021 г., заявлял первый замглавы монополии Вадим Михайлов, РЖД допускают ограниченный выпуск "вечных" облигаций в случае нехватки средств для финансирования инвестиционной программы. "Мы рассматриваем (такие бумаги - ИФ) как антикризисный инструмент. "Вечные" облигации дороже, поэтому набирать (такие - ИФ) обязательства можно лишь в ограниченном количестве для решения конкретной задачи, связанной с кризисными явлениями", - подчеркивал он.

Созвучное заявление на вторничном совещании сделал и Путин. "Надо не забывать, что выплачиваются соответствующие деньги по этим облигациям. По-моему, до 28 млрд руб. планируется", - сказал глава государства, отметив, что точную цифру в ходе совещания скажет генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров.

"Очевидно, нужны и другие решения, которые будут учитывать специфику работы РЖД и позволят использовать современные механизмы привлечения инвестиций", - отметил Путин, комментируя подходы к бюджету компании на ближайшие годы.

ПОДХОДЫ К CAPEX И ТАРИФАМ

Говоря о подготовленной инвестиционной программе РЖД, Путин отметил, что в число приоритетов должна ставиться "надежность и стабильность железнодорожного сообщения". "Хочу обратить внимание на текущее содержание инфраструктуры, на своевременный ремонт и поддержание путей в безопасном состоянии. Ж/д хозяйство, требующее ремонта, сокращается, но все-таки оно еще не достигло уровня, по-моему, даже 2015 г., поэтому есть над чем работать", - заявил глава государства.

Также он подчеркнул, что развитие железнодорожной сети РФ определяет динамику многих отраслей экономики, "задает темпы, качество роста в добывающей, обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, ряде других секторов", "формирует основу для увеличения экспортного потенциала предприятий", обеспечивает связанность "огромной по территории страны".

Путин напомнил, что национальный план модернизации инфраструктуры предполагает реализацию ряда крупных проектов, в том числе развитие ж/д подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. "Эти проекты носят стратегический характер, имеют долгосрочный комплексный эффект для отдельных регионов и для всей страны. Дают загрузку строительных мощностей, обеспечивают заказами отечественных поставщиков и подрядчиков, позволяют создать новые рабочие места", - заявил президент.

Отдельно он остановился на теме развития восточной части ж/д сети. "Это один из ключевых участков, над которым мы должны работать, это "узкое место" наших железных дорог. Надо вывозить товар на перспективные азиатские рынки", - заявил Путин. "Средства здесь запланированы большие. Знаю, есть ограничения, связанные с тем, что в экономике происходит, это вещь объективная. Но нужно детально проработать планы развития и инвестиций с учетом перспектив", - добавил глава государства.

Кроме того, президент попросил участников совещания "поделиться соображениями, какой может быть тарифная политика на железной дороге в перспективе после 2024 г.". "Для участников рынка это очень важно, а правительство прошу детально проработать эти предложения", - заявил он.

С 2018 г. грузовые железнодорожные тарифы в РФ ежегодно повышаются по принципу "инфляция минус". Размер индексации рассчитывается на основе макропрогноза министерства как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных - на следующие два года - минус 0,1 процентного пункта (в 2021 г. - 3,7%). Такая формула, в соответствии с правительственным решением, должна действовать до 2025 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.12.2020