23-05-20 / 2020
Новости отрасли
Путин поручил проработать спецтарифы монополий после просьбы Сечина

Президент поручил правительству проработать вопрос об установлении спецтарифов РЖД и "Транснефти" на два года - на время сделки по сокращению добычи ОПЕК+. С предложением снизить тарифы ранее выступил глава "Роснефти" Игорь Сечин

Правительство должно до 15 июня проработать вопрос установления специальных тарифов "Транснефти" и РЖД на транспортировку нефти и нефтепродуктов на время сделки ОПЕК+ об ограничении добычи, которая действует в течение двух лет - с 1 мая 2020 года до 30 апреля 2022 года. Об этом говорится в поручении президента Владимира Путина по итогам совещания по вопросам энергетики с главами нефтяных компаний (состоялось 29 апреля), опубликованном на сайте Кремля в субботу, 23 мая.

В поручении уточняется, что вопрос о спецтарифах должен быть проработан правительством, а "при необходимости [оно должно] принять решения". Ответственным по этому поручению назначен премьер Михаил Мишустин.

Как Сечин обосновывал снижение тарифов

На встрече с Путиным 12 мая главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин попросил снизить тарифы "Транснефти" и РЖД вдвое, приведя их в соответствие с ценами на нефть, которые в рублях снизились до уровня 2008 года. "Мы не просим каких-то особых льгот, но приведение в соответствие в связи с падением цены было бы для нас, конечно, значительным", - сказал тогда Сечин. По его словам, расходы на транспорт сейчас составляют 32% от стоимости нефти, а это "чувствительно", заключил Сечин. "Я понимаю эти озабоченности, мы обязательно обсудим это", - ответил на это Путин.

Ранее Сечин обращался с предложением снизить на два года тарифы транспортных монополий до уровня 2008 года к первому вице-премьеру Андрею Белоусову, обосновывая это падением цен на нефть и макроэкономической волатильностью, а также обязательствами по сокращению добычи в рамках сделки ОПЕК+ (предполагает, что российские нефтяные компании с 1 мая должны были снизить производство на 1,8 млн барр., до 8,5 млн барр. в сутки).

"Диспаритет в уровне тарифов относительно реалий нефтяного рынка стал очевиден", - говорилось в письме главы "Роснефти" Белоусову. В нем утверждалось, что рублевые котировки цены самого распространенного в России сорта нефти Urals в апреле 2020 года (1160 руб. за баррель) стали сопоставимы с рыночными условиями последнего крупного кризиса в декабре 2008 года (1080 руб. за баррель). "При этом сравнение транспортных тарифов (апрель 2020 года к декабрю 2008 года) показывает, что тарифы за это же время увеличились в 2,5 раза для услуг "Транснефти" (с 822 до 2094 руб. за 1 т) и в два раза для услуг РЖД (с 1253 до 2523 руб. за 1 т)", - отмечал Сечин.

Источник, близкий к Кремлю, рассказывал РБК, что в протоколе совещания Путин с нефтяниками первоначально содержалось поручение проработать вопрос о снижении тарифов "Транснефти" и РЖД, но впоследствии исчезло. Но в итоговый документ, опубликованный на сайте Кремля, данное поручение включено.

Как в "Транснефти" и РЖД отреагировали на просьбу "Роснефти"

Представители транспортных компаний выступали против снижения тарифов. Советник президента "Транснефти" Игорь Демин 14 мая назвал расчеты экспертов, которые Сечин предоставил на встрече с Путиным, заявив о росте расходов на транспортировку до трети от стоимости нефти, ошибочными из-за "непонимания разницы между тоннами и баррелями". Сейчас доля транспортного тарифа в цене нефти - в среднем 13,4%, подчеркнул Демин. По его словам, в 2008 году стоимость прокачки нефти рассчитывалась без учета сетевого тарифа, который затем увеличился для покрытия затрат на строительство нескольких новых магистральных трубопроводов, включая ВСТО и порта Козьмино, большинство мощности которых использует "Роснефть" для экспорта своей нефти.

"Транснефть", в свою очередь, попросила правительство наоборот увеличить тарифы на прокачку нефти и нефтепродуктов, потому что считает их заниженными, в результате чего ее клиенты платят за прокачку нефти в среднем в 2,5 раза меньше, чем нефтяники в других странах. А возможное снижение тарифов ударит по интересам государства, получающего около 80% дивидендов "Траснефти", утверждает компания.

По подсчетам экспертов "Транснефти", из каждых 100 руб. чистой прибыли нефтедобывающих компаний частным акционерам через дивиденды уходит 42 руб., а государству - только 14 руб. При этом трубопроводная компания из каждых 100 руб. чистой прибыли может выплачивать государству 40–79 руб.

В пресс-службе РЖД сообщали, что около 40% объема перевозок "Роснефти" охвачено скидками. На 2020 год принято 15 решений о снижении тарифов на внутрироссийские и экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов, скидки составляют от 4,3 до 50%. А 22 мая заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило предупредил, что дальнейшее снижение тарифов РЖД в существующих условиях грозит "разбалансировать ситуацию". По его словам, обсуждать возможный возврат тарифов на уровень 2008 года можно было бы только в комплексе с налогами и ценами на топливо. "Если возвращаться по тарифам [к уровню 2008 года], тогда, наверное, нужно возвращаться и по налогам. То есть ключевой посыл такой: конечно, можно рассматривать любые предложения, но эти предложения должны учитывать интересы всех сторон. Нужно тогда приводить в соответствие и остальные неизвестные в этом уравнении. По РЖД затраты компании на акцизы в цене топлива выросли в семь раз с 2010 года", - сказал тогда он.

В субботу, 23 мая, представители "Транснефти" и РЖД отказались прокомментировать поручение Путина по проработке вопроса о спецтарифах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК23.05.2020