21-05-15 / 2015
Новости отрасли
Путин поручил до 15 июля проанализировать вопрос об эксплуатации частных локомотивов

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ до 15 июля проанализировать возможность эксплуатации на железных дорогах страны частных магистральных локомотивов.

Соответствующая информация опубликована на сайте Кремля. Анализируя вопрос, кабинет министров должен учитывать "необходимость привлечения инвестиций для обновления тягового подвижного состава и обеспечения загрузки отечественных машиностроительных предприятий". Информация должна быть представлена в форме доклада. Поручение дано по итогам совещания с членами правительства 29 апреля.

"Что касается тягового подвижного состава, надо посмотреть, ведь заказы на локомотивы будут дозагружать наши производственные мощности - и частные компании готовы были бы это сделать при условии, что им разрешат использовать их в своей работе", - говорил тогда В.Путин. Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отмечал, что кабинет министров считает решение вопроса возможным, но РЖД настаивают на том, что появление частных локомотивов на ж/д сети может нести в себе риски. "Я вас прошу внимательно, без спешки это все держать под контролем, анализировать - и, если что-то будет созревать, вовремя эти решения принимать", - ответил на это В.Путин.

Тема либерализации этого рынка обсуждается уже на протяжении нескольких лет, но все это время руководство РЖД высказывалось категорически против допуска частных локомотивов на ж/д сеть. В 2011 г. статус монопольного игрока в локомотивном сегменте решено было сохранить за "Российскими железными дорогами" - как минимум до 2015 г. с возможностью прихода "частников" на некоторые локальные маршруты. Монополия же согласились с моделью конкуренции "за маршрут", подготовив список из 12 устраивающих монополию участков.

Правда, операторов они не устроили, поскольку эти участки обеспечивают окупаемость лишь за горизонтом 20 лет, а под критерии правительства в целевой модели развития рынка грузовых ж/д перевозок подпадают лишь 2 направления. При этом Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев вагонов) предлагал провести эксперименты и по модели конкуренции "на маршруте" - как изначально предполагалось.

Одновременно рассматривались еще два механизма - расширение практики так называемых "поездных формирований" (когда оператор перевозит грузы собственным локомотивом на определенном маршруте без статуса перевозчика - так уже делают ряд частных компаний, например "Трансойл") и аренда частных локомотивов "Российскими железными дорогами" (сама монополия еще в 2013 г. начала привлекать частные локомотивы - у структур "Нефтетранссервиса", группы "ОТЭКО" и "Трансмашхолдинга" (MOEX: TRMH) ).

Бизнес все это время высказывался в пользу скорейшего решения вопроса в контексте старения парка РЖД. Дефицит тяги уже превышает 20%: к перевозке в РФ предъявляется в среднем по 90 вагонов на локомотив при длине составов в 71 вагон, подчеркивал, будучи главой президиума СОЖТ, генеральный директор группы Globaltrans Сергей Мальцев (сейчас он - председатель Совета потребителей услуг РЖД при правительственной комиссии по транспорту). В такой ситуации, по мнению топ-менеджера, вопрос с тягой в любом случае "сам собой найдет выход" - и в течение 1-1,5 лет к вопросу привлечения частного капитала в сегмент тяги придется вернуться. Никаких существенных сдвигов, однако, не произошло. РЖД предлагают отсрочить либерализацию локомотивного рынка как минимум до 2020 г.

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс21.05.2015