07-02-19 / 2019
Новости отрасли
Пути сменят статус

Минтранс предлагает упростить процесс смены собственника линий и разрешить перевод железнодорожных путей общего пользования в разряд веток необщего пользования. Это позволит отказаться от окончательного закрытия ряда линий, не приносящих достаточного дохода.

Соответствующая поправка в закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в данный момент проходит процедуру публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru.

"В настоящее время проблемой является длительность принятия решений, связанных с закрытием железнодорожных путей общего пользования и последующим открытием их в качестве железнодорожных путей необщего пользования", – считают авторы документа.

"Предлагаемые поправки в закон сделают процесс принятия решений в этой области более гибким", – отметила ведущий инженер технического отдела Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Валентина Захарова.

Как пояснил "Гудку" заместитель генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД") Сергей Шарапов, в прошлом году ИЭРТ совместно с РЖД проделал большую работу в области определения, а также регулирования использования малодеятельных железнодорожных линий.

"В частности, разработана Программа повышения эффективности работы малоинтенсивных линий. Кроме того, удалось законодательно закрепить критерии определения таких участков инфраструктуры – грузонапряженность в пределах 5 млн тонн грузов в год и размер движения не более восьми пар поездов в сутки. Возможно, в будущем эти цифры будут изменены, они отвечают текущим экономическим условиям – на сегодняшний день это пограничные значения, увеличение данных параметров позволит полностью покрывать расходы на содержание ветки, а также извлекать некоторую прибыль от эксплуатации линии", – отметил топ-менеджер ИЭРТа.

По его словам, когда рассматривается вопрос использования малоинтенсивных линий, в первую очередь предлагаются определенные меры по оптимизации – перенаправление дополнительных объемов грузов на эту ветку, закрытие станций в темное время суток (для сокращения числа рабочих смен), работа локомотивов на этой линии в одно лицо (без помощников машинистов) и другие мероприятия. Если же даже при снижении эксплуатационных затрат ветка все равно остается убыточной, поднимается вопрос о закрытии участка.

"Но часто есть серьезные аргументы против закрытия ветки, к примеру, если это единственная транспортная артерия для отдаленных населенных пунктов или предприятий. В этом случае, чтобы избежать окончательного закрытия линии, ее необходимо перевести в разряд "путей необщего пользования" и продать или передать на баланс заинтересованной организации. Однако по действующему законодательству это невозможно, приходится юридически закрывать линию – а это, как правило, требует длительного согласования с регуляторами, – и только потом открыть на прежнем месте пути необщего пользования. Все это время ветка фактически не будет работать, и за этот период от ее использования могут отказаться. Предлагаемые поправки в нормативную базу позволят ускорить принятие решений по таким вопросам и обеспечить практически бесперебойную работу линии для заинтересованных структур", – подчеркнул Сергей Шарапов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.02.2019