18-01-24 / 2024
Новости отрасли
Пути обновляются по всем направлениям

В прошлом году на сети ОАО "РЖД" всеми видами ремонта было оздоровлено 4890 км пути. Это на 74 км больше, чем в 2022 году. Наш разговор о том, что дало проведение этих работ для увеличения пропускных и провозных способностей железных дорог, а также о том, какие новые материалы разрабатываются и применяются на сети.

Денис Залива, начальник Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры

– Денис Викторович, управление выполнило стоявшие перед ним задачи по объемам ремонта, внедрению новых конструкций рельсов, шпал, стрелочных переводов и скреплений. А как эти работы отразились на движении поездов?

– Прежде всего хочу отметить, что, несмотря на то что объем выполненного ремонта в минувшем году незначительно превысил объем 2022 года, существенно выросли объемы капитального ремонта пути. При них выполняется комплексная замена элементов верхнего строения пути – так называемый капитальный ремонт 1-го и 2-го уровней.

При капитальном ремонте пути 1-го уровня (КРН) производится комплексная замена рельсошпальной решетки на новую, собранную из новых материалов верхнего строения пути. При капитальном ремонте пути 2-го уровня (КРС) также выполняется замена рельсошпальной решетки на собранную с применением старогодных и новых материалов верхнего строения пути.

Всего в 2023 году отремонтировано 3610 км пути капитальным ремонтом 1-го и 2-го уровней, что на 928 км превышает объемы 2022-го. При КРН и КРС выполняются работы по замене или очистке балластного слоя, постановка пути в проектное положение в плане и профиле, очистка водоотводных сооружений и полосы отвода железной дороги, шлифовка рельсов, ремонт переездов. Таким образом, данный ремонт полностью обновляет верхнее строение пути, что позволяет после выполнения работ снять ограничения по скорости движения поездов, а на некоторых участках и повысить действующие скорости.

Помимо капитального ремонта 1-го и 2-го уровней на сети была выполнена сплошная замена рельсов, сопровождаемая очисткой щебеночного балласта или работой комплексов выправочных машин. По своему характеру такая работа относится к капитальному ремонту пути 3-го уров-ня – РС и РП. Данные ремонты также позволяют снять ряд инфраструктурных ограничений для движения поездов, продлить период эксплуатации пути.

Также в 2023 году было заменено 2334 стрелочных перевода (+99 комплектов к 2022 году). Кроме того, проведена смена рельсов в кривых участках пути общей протяженностью нити 2106 км (+33,6 км к 2022 году). В ходе проведения работ по текущей эксплуатации инфраструктуры планово-предупредительная выправка выполнена на 17 511,5 км пути (в 2022-м было 17 480 км) и на 18 948 стрелочных переводах (в 2022-м было 18 218).

При этом все дороги выполнили запланированные объемы по смене рельсов, а большинство отработали с превышением заданий. В результате удалось улучшить качественную балловую оценку состояния пути РЖД на 1,6% к прошлогоднему уровню.

Все это дало возможность сократить суммарные потери поездо-часов из-за отказов технических средств на инфраструктуре более чем на 36% – с 53 040 поездо-часов в 2022 году до 34 024 в 2023-м, повысить скорости до проектных на 640,6 км. Такие показатели, несомненно, помогли компании выполнить поставленные президентом и правительством страны задачи по количеству перевозимых пассажиров и объемам перевезенных грузов.

Учитывая данную холдингу задачу по увеличению пропуска грузов в направлении тихоокенских портов, в прошлом году было выполнено 1022 км капитального ремонта пути на участках обращения тяжеловесных поездов Восточного полигона. Это открывает перспективы увеличения провозной способности Восточного полигона до 180 млн тонн в год.

– Что нового в прошлом году появилось в линейке рельсов?

– Разработана новая категория рельсов ДТ370 (прочные-вязкие) общего назначения, предназначенных для эксплуатации в прямых и кривых участках пути при осевых нагрузках до 27 тонн на ось во всем диапазоне реализуемых значений грузонапряженности, в том числе на особогрузонапряженных участках пути. В сравнении с нынешними рельсами общего назначения ДТ350, по предварительным оценкам, применение ДТ370 снизит число поверхностных дефектов на 30%, повысит стойкость к износу на 15,5%. План укладки на 2024-2025 годы – 100 тыс. тонн (769 км пути) при проведении КРН.

Создан промежуточный профиль рельса типа Р71. Повышение интенсивности эксплуатационного воздействия на конструкцию пути за счет роста грузооборота и увеличение межремонтных интервалов требуют компенсирующих конструкций элементов пути, что наиболее эффективно обеспечивается применением новых более тяжелых типов рельсов (1 кг Р71 весит 71 кг, 1 кг Р65 – 65 кг. – Ред.), способных распределять нагрузку на подрельсовое основание и снижать уровень эксплуатационных напряжений как в самих рельсах, так и в шпалах, балласте, площадке земляного полотна.

По имеющимся расчетам, применение Р71 вместо сегодняшнего Р65 даст снижение количества дефектных и остродефектных рельсов на 47% между капитальными ремонтами пути; дефектных узлов скреплений на – 3%; дефектных шпал на – 6%; суммарного количества неисправностей свыше 2-й степени на 10%. Расчетный ежегодный экономический эффект от эксплуатации 1 км пути с рельсами типа Р71 составит более 700 тыс. руб.

В этом году планируется укладка Р71 на кольцо ВНИИЖТа в Щербинке для проведения сертификационных испытаний.

Кроме того, в 2024-м запланирована укладка новых рельсов категории ДТ400ИК повышенной износостойкости и контактной выносливости в объеме 100 км наружных нитей в кривых радиусом менее 650 м на особогрузонапряженных участках. Ожидаемые эффекты: снижение интенсивности бокового износа на 15,8% в сравнении с применяемыми сейчас для этих целей рельсами.

– Каковы темпы укладки инновационных стрелочных переводов?

– С 2022 года начата укладка новых конструкций стрелочных переводов, это проект МСЗ.8365, с 2024-го планируется укладка проекта Н01.004. Применение новой геометрии и конструктивной базы позволяет увеличить ресурс МСЗ.8365 и его основных элементов в два раза по сравнению с типовыми проектами и соразмерно снизить трудозатраты на обслуживание. Потому мы крайне заинтересованы во внедрении данных инноваций.

В 2021 году произведена укладка 12 комплектов стрелочных переводов МСЗ.8365, в 2022 году – 52 комплектов, в 2023 году уложено 150 комплектов. План на 2024 год – 500 комплектов, на 2025 и 2026 годы – по 700 комплектов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.01.2024