В ОАО "РЖД" готовятся к системе заключения многолетних контрактов с производителями ж/д техники и ремонтными предприятиями. Данный вопрос обсуждался на рабочем совещании Комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике, где рассматривалось развитие транспортного машиностроения. Какие инновации, в свою очередь, готов представить рынок?
Долгосрочные контракты Вопрос о размере заказа путевой техники следует считать стратегическим, поскольку ж/д холдинг – крупнейший заказчик для отрасли и определяет параметры ее развития. Благодаря курсу на импортозамещение доля российской продукции в компании достигла 90%, уточнил заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Алексей Цылев. Причем в текущем году благодаря заказам ОАО "РЖД" объем производства железнодорожного подвижного состава в денежном эквиваленте вырос в 1,5 раза. По данным Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) холдинга, до 2030 года намечено закупить 961 ед. путевой техники. При этом расчетная потребность в ней, по оценкам экспертов, выше (в сравнении с намеченными объемами строительства и ремонта инфраструктуры).
Однако частные инвесторы не могут опираться на расчеты, поскольку они не дают гарантию заказа. А без такой гарантии вкладываться в модернизацию цехов рискованно. Производителям требуется устойчивый спрос, сказал заместитель председателя комитета СФ по экономической политике Константин Долгов. Иными словами – долгосрочные контракты на поставку техники. Пока же закупки холдинг планирует на год вперед. Да еще потом корректирует объемы в зависимости от доходов.
При этом в компании разными способами пытались принуждать клиентов к долгосрочным и равномерным отправкам на сети и неоднократно настаивали на введении контрактов "вези или плати". Теперь холдинг сам получил поручение на разработку пятилетней инвестпрограммы. Ее планируется утвердить на заседании правительства РФ в ноябре текущего года, уточнил заместитель директора департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса РФ Константин Григорьев.
На заседании комитета ОПЖТ по координации производителей компонентов инфраструктуры и путе- вой техники представитель ЦДИ рассказал, что в 2024 году на сети ежесуточно в машинных станциях поддерживают эксплуатацию 1,5 тыс. ед. путевой техники. Из них 2/3 парка (без спецвагонов) предназначено для текущего содержания пути и 1/3 – для капремонта пути и стрелок. В ближайшую перспективу его планируют пополнить 17 щебнеочистительными машинами, 67 выправочно-подбивочно-рихтовочными машинами, 110 снегоуборочными и снегоочистительными машинами, а также 3,1 тыс. спецвагонов. При этом в ЦДИ настаивают на внедрении электронных паспортов на новый парк для эффективной организации его работы. В них должны быть интегрированы конструкторская документация и каталог запасных час тей для формирования долгосрочных планов ремонта и оптимизации сроков его проведения. Сейчас жизненный цикл 1 ед. техники сопровождает 8-10 бумажных документов, не всегда увязанных между собой, данные в которых могут меняться, что затрудняет ведение единого архива.
Существующий парк машин позволил в I полугодии 2024 года провести глубокую очистку балласта на 1507 км и выправить 14,5 тыс. км пути. В целом удалось оздоровить более 2,1 тыс. км пути и уложить 788 стрелочных переводов. План на текущий год – 5,2 тыс. км пути.
В текущем году эффективность программ оздоровления сети в холдинге оценили по размеру поездопотерь от отказов технических средств и технологических нарушений. Их в I полугодии удалось снизить на 18%. Это хорошо. И все же данный показатель корректнее сравнивать с количеством и характером узких мест на сети. В холдинге так и поступали – в те годы, когда количество узких мест удавалось сократить. Например, в 2018 году.
Правда, тогда, напомним, объем оздоровительных работ на сети превысил 6500 км. Если сопоставить с нынешними объемами, то получится, что в текущем году оздоровят на четверть меньше, чем в указанный период. Отсюда эксперты и предположили, что сейчас парк путевых машин должен быть больше. Ведь при нынешнем объеме оздоровления пути длина узких мест, по опросам участников рынка, продолжает увеличиваться.
Инновации: факты и перспектива Какая новая техника, поступающая на сеть, представляется железнодорожникам инновационной? Ее линейка достаточно разнообразная. В частности, железнодорожники отметили щебнеочистительную машину ЩОМ-1400.
На сети уже действует три десятка таких машин. Комплексы состоят из двух секций (добывающе-распределительной и очистной) и отличаются повышенной производительностью – до 300 м пути в час. Но на практике за смену она очищает 650 м пути – с учетом проведения сопутствующих работ. Как видим, сама по себе ЩОМ-1400 работает пару часов с небольшим. При капремонте при полной вырезке балласта комплекс обычно сопровождают 6 ед. техники (2 грейдера, 3 бульдозера и погрузчик). Вопрос в итоге в том, с какой скоростью доставляют на участки ремонта пути и грузят с/на железнодорожные платформы автотракторную технику, выполняют операции, сопутствующие очистке балласта. В 2024 году некоторые процессы удалось оптимизировать.
Были реализованы рацпредложения. Помогло использование машинного зрения и видеонаблюдения с искусственным интеллектом, позволяющего проанализировать производительность труда ремонтников и уточнить нормы выполнения технологических операций. При этом все данные видеонаблюдения автоматически загружались в ЕКАСУТР (компьютерную систему управления трудовыми ресурсами).
На ряде железных дорог при ремонтах на участках с интенсивным движением все чаще собирают путевые машины в единый фронт. Скажем, за ЩОМами ставят хоппер-дозаторы, которые выгружают на путь дополнительный объем щебня. Далее идут две путевые рельсосварочные самоходные машины, выправочная машина ВПО-С, выправочно-подбивочнорихтовочная машина и, как обычно, вспомогательная автотракторная техника. Подобные схемы повышают эффективность использования машин.
Инновационной считается самоходная машина для рельсовых скреплений МС-700Т, ускоряющая замену рельсошпальной решетки и укладку бесстыкового пути. Изделие сертифицировано в сентябре 2023 года. Пока выпущено две таких машины, которые проходят испытания на СЖД и ОЖД. МС-700Т снимает и ставит рельсовые скрепления (АРС, КБ, ЖБР). Попутно может выполнить погрузочно-разгрузочные работы. Машина способна брать на борт груз и бригаду ремонтников. Может использоваться самостоятельно или в составе путевого комплекса при замене рельсовых плетей бесстыкового пути.
В 2024 году на сеть поступили новые подбойки для выправочно-подбивочно-рихтовочных машин для уплотнения балластной призмы в процессе выправки пути. Они изготовлены из сплава повышенной прочности.
Это увеличивает надежность инструмента. Новинка повышает уплотнение, а значит, увеличивает несущую способность балласта.
На сети также используется парк дефектоскопных мотрис и путеизмерительных вагонов, мобильных и съемных средств диагностики пути.
Их применение позволяет ежегодно выявлять онлайн сотни тысяч отклонений от норм содержания инфра структуры и дефектов рельсов. Инновационной считается мотриса, представляющая собой самоходный диагностический комплекс. Технические характеристики этого комп лекса в 2-3 раза превышают показатели ранее действующих систем, а в целом он контролирует более 150 параметров инфраструктуры.
Эффективным признано также использование автоматизированных вагонов-рельсосмазывателей (работают в составе поездов). Их применение снизило износ рельсов в кривых, бандажей колес подвижного состава, расход энергии на тягу.
Остается добавить, что ученые, связанные с работой РЖД, недавно проанализировали перспективные для транспорта инновации. Результаты мониторинга показали, что железнодорожная техника продолжает развиваться.
Сегодня конструкторы работают над тем, чтобы путевые машины становились еще более производительными, быстрыми и надежными, потребляли меньше энергии. Среди приоритетов также – автоматизированное управление. Вместе с тем было отмечено, что в РФ недостаточно внимания направлено на повышение экологичности и энергоэффективности новой техники. Это свидетельствует о необходимости активной реализации исследований и разработок в данном направлении для повышения стратегической конкурентоспособности РЖД. Для повышения безопасности и надежности транспортных средств важную роль играет применение новых материалов. В мире активно развиваются малообслуживаемые и безлюдные технологии, чему способствует применение элементов искусственного интеллекта. Следует отметить, что искусственный интеллект и роботизация используются в рамках различных инновационных трендов. Это можно рассматривать как пример сквозных технологий.
Применительно к путевому хозяйству это означает, что отдельные виды ремонтных работ все теснее должны координироваться в цифровой среде. Такой подход, как показывает мировая практика, позволяет повысить эффективность оздоровления сети железных дорог. Соответствующие рекомендации внесены для внедрения в холдинге.
Сегодня конструкторы работают над тем, чтобы путевые машины становились еще более производительными, быстрыми и надежными, потребляли меньше энергии. Среди приоритетов также – автоматизированное управление Частные инвесторы не могут опираться на расчеты, поскольку они не дают гарантию заказа. А без такой гарантии вкладываться в модернизацию цехов рискованно. Производителям требуется устойчивый спрос
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 19.08.2024 |