17-01-17 / 2017
Новости отрасли
Путеводная стратегия для железных дорог России

Перспективы организации перевозочного процесса на полигоне Екатеринбург – Северо-Запад с учетом планируемой специализации железнодорожных ходов обсуждены 13 января 2017 года в ходе междорожного стыкового совещания на подмосковной станции Орехово-Зуево. Такое совещание, организованное по инициативе первого вице-президента ОАО "РЖД" Анатолия Краснощека и начальников Московской, Горьковской, Северной и Свердловской железных дорог, состоялось на сети впервые. За ходом дискуссии наблюдал и обозреватель "Московского железнодорожника".

Разрабатываются стратегические принципы разделения ходов на пассажирское и грузовое движение. О том, как изменится работа полигона и всей сети с предстоящим в перспективе разделением ходов на пассажирское и грузовое движение, на совещании обменялись мнениями начальники железных дорог: Московской – Владимир Молдавер, Северной – Сергей Кобзев, Горьковской – Анатолий Лесун, Свердловской – Алексей Миронов. В дискуссии о принципах и последовательности реформы приняли участие первый заместитель начальника Центральной дирекции управления движением Сергей Соложенкин, представители центральных дирекций, руководители ключевых дирекций всех четырех дорог, а также заместитель генерального директора АО "Институт экономики развития транспорта" (ИЭРТ) Юрий Чепуркин.

Предложенная на Ассамблее начальников железных дорог ОАО "РЖД" идея разделения и специализации железнодорожных линий, как отметил начальник МЖД Владимир Молдавер, актуальна как для Московской железной дороги, так и для Северо-Западного и Центрального полигонов, включая, помимо представленных на совещании, также Юго-Восточную, Приволжскую, Куйбышевскую и Северо-Кавказскую дороги. О преимуществах этой новаторской для России идеи "Московский железнодорожник" подробно рассказывал в репортаже с техсовета на МЖД первого декабря 2016 года. Прежде всего это ускорение грузовых и пассажирских перевозок, увеличение провозных и пропускных способностей железной дороги. А главное – технологический прорыв в организации перевозок, который даст существенную экономию операционных расходов, инвестиционных средств и ресурсов компании ОАО "РЖД".

В связи с запуском пассажирского движения по Малому кольцу МЖД (МЦК) в Мосузле закрыто много сортировочных станций. По сути, сейчас полноценную работу с местным вагонопотоком ведут три основные сортировочные станции – Орехово-Зуево, Бекасово, Люблино. Несмотря на то что местный вагонопоток в Мосузле сократился в два с половиной раза, развезти местный груз и убрать порожний подвижной состав остается нелегкой задачей. Эту деятельность надо тщательно увязать с сетевым планом формирования. Вместе с развитием на полигоне МЖД программы "Дневной экспресс" существенно возросли скорости движения пассажирских поездов. И что же получается? Если путь оснащен для проследования пассажирских поездов со скоростью 160 км/ч, а потом этот же путь "бьют" грузовые составы, то это влечет за собой серьезные дополнительные расходы на содержание инфраструктуры. Бесконечно так продолжаться не может. Поэтому весьма целесообразно "переложить" пассажирское и грузовое движение – каждое на свои специализированные ходы.

В рамках апробации новой идеи на столичной магистрали, сообщил Владимир Молдавер, рассмотрена концепция и предлагается специализация для пассажирского движения таких направлений, как горьковское, курское, смоленское, киевское, павелецкое, ярославское. Эти направления оптимально подходят для ускорения пассажирских поездов и дальнейшего развития новых услуг – "дневных пассажирских экспрессов", "межрегиональных экспрессов", а также совершенствования всех форм пригородного сообщения.

Для организации же грузового движения предлагается использовать такие направления дороги, как черустинское, кустаревское, ряжское, савеловское, а также широтный участок глубокого обхода БМО: Рыбное – Узуново – Узловая – Сухиничи до смоленского хода. Такая схема позволит организовать грузовое движение на полигоне Восток – Северо-Запад параллельным графиком, то есть сразу по трем ходам. Что существенно повлияет на рост маршрутной скорости, повышение пропускной способности этих линий и позволит более уверенно организовывать движение "грузовых экспрессов".

Поэтапное осуществление стратегии специализации ходов с выделением необходимых инвестиций под модернизацию инфраструктуры может занять несколько лет. Но план основных мероприятий необходимо наметить уже сейчас. Прежде всего, в разрезе ключевых дирекций железных дорог, которым прямо с сегодняшнего дня необходимо планировать капитальные ремонты и расходы с учетом намеченных этапов специализации железнодорожных ходов.

С чего начать? Уже сегодня в качестве первоочередных мер Владимир Молдавер предложил приступить к осуществлению специализации горьковского и черустинского ходов. Надо переключить пассажирские поезда с черустинского на горьковский ход (по стыку станция Петушки), а грузовые поезда – наоборот, на черустинский ход.

Для реализации новой технологии потребуется электрифицировать участок Ковров – Муром (соединяющий оба хода) протяженностью около 110 км и выставить соответствующие параметры кривых на горьковском и черустинском ходах.

Железнодорожную линию Москва – Ярославль – Вологда начальник МЖД предложил специализировать для пассажирского движения. Для этого необходимо завершить модернизацию участков северного полукольца БМО (пост 81 км – Дмитров – Икша – Поварово) и усилить инфраструктуру савеловского направления в границах Московской и Октябрьской дорог. Это даст возможность организовать беспрепятственный пропуск грузовых поездов из восточных регионов России в порты Северо-Запада. За счет такого перераспределения возрастут пропускные способности линии Москва – Вологда под ускоренное пассажирское движение Москва – Ярославль. Не исключено ускоренное движение и до Вологды. Вместе с тем пропуск грузовых поездов северо-западного направления на восток возможно будет организовать савеловским ходом, затем транзитом через северное полукольцо БМО с выходом на станции Рыбное и Черусти.

Уже сейчас на участке пост 81 км – Дмитров – Икша – Поварово частично уложен второй главный путь, выполнено удлинение четырех станций до 71 и 100 условных вагонов. В соответствии с Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО "РЖД" на период до 2020 и 2025 гг. на Октябрьской дороге ведутся проектные работы по титулу усиления сонковского тепловозного хода – пока, к сожалению, он даже не полностью на бетоне.

Владимир Молдавер акцентировал роль Свердловской дороги при специализации ходов – в контексте предстоящего строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань.

По мнению Владимира Ильича, СвЖД тоже должна стать определяющей дорогой в смысле разделения линий на грузовое и пассажирское движение. При этом специализация ходов на Свердловской дороге должна учитывать перспективу развития сети ВСМ Москва – Казань и далее до Екатеринбурга. Планирование пассажирского движения должно взять в расчет дальнейшее переключение значительной части пассажирских и контейнерных поездов на инфраструктуру ВСМ с графиковым следованием в ускоренном режиме в интервалах между высокоскоростными экспрессами. В результате высвободится так необходимая инфраструктура для грузового движения. На ней, кстати, можно оставить часть ночных пассажирских поездов с бюджетным пассажиром, предусмотрев следование этих поездов параллельным графиком.

Наряду с этим целесообразно пересмотреть организацию пропуска грузового транзитного потока поездов назначением Восток – Запад в обход Мосузла. Это выгодно, поскольку даст возможность исключить "режущие" маршруты в узлах примыкания радиальных линий к БМО, что пока является сдерживающим фактором при продвижении поездопотока. Для этих целей на Московской дороге уже к сегодняшнему дню реализованы первоочередные меры по усилению глубокого южного обхода Московского железнодорожного узла по маршруту Рыбное – Узуново – Ожерелье – Узловая – Плеханово – Сухиничи – Смоленск. Такие меры уже позволили столичной магистрали обеспечить пропуск на однопутных линиях данного участка 15 пар грузовых поездов.

Полное переключение грузового транзитного вагонопотока Восток – Запад с радиального смоленского направления на рокадный широтный ход даст возможность освободить это остро востребованное пассажирское направление для ускоренных поездов назначением на ближнее и дальнее зарубежье – Минск, Брест, Варшаву, Берлин, Париж.

При специализации ходов, как отметил Владимир Молдавер, произойдут существенные изменения в технологии обслуживания производственного процесса в дирекциях дорог – прежде всего управления движением, тяги и инфраструктуры. Разделение ходов оптимизирует расположение грузовых и пассажирских локомотивных депо на сети железных дорог. Выстроятся четкие полигоны, увеличатся плечи обслуживания маршрутов перевозок, меньше будет смен локомотивных бригад в пути, возникнет новый каркас опорных технических станций сети, тяготеющих к соответствующим ходам. Вместе с регулятором необходимо организовать работу по усовершенствованию тарифного прейскуранта 10.01, целью которой станет определение дифференцированного тарифа, включающего в себя расстояние и установленную скорость перевозки груза. Итогом этой работы должна стать система более гибкого сетевого плана формирования, предусматривающая оптимальное число переработок вагонов в пути следования, а также экономию средств и ресурсов.

Начальники железных дорог, руководители центральных дирекций, департаментов, филиалов ОАО "РЖД", присутствовавшие на совещании, поддержали предложения концепции специализации ходов. Все сошлись на выводе, что значительная часть путевой инфраструктуры сети используется сегодня неэффективно. Поэтому реформа назрела. Уже сегодня планирование и усиление инфраструктуры дорог должно проводиться с учетом концепции специализации железнодорожных ходов. Эта работа не может замыкаться в границах полигона одной или нескольких дорог, а должна быть консолидирована. Для достижения цели необходимо взаимодействие с институтом АО "ИЭРТ", а ключевую роль должна сыграть Центральная дирекция управления движением, как управляющая перевозочным процессом, совместно с начальниками дорог. Всем вместе им предстоит определить стратегические принципы и последовательность преобразований, выработать единые подходы к увеличению пропускных способностей сети и формированию инвестиционных программ среднесрочного и долгосрочного характера.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.01.2017