Итоги грузовой работы на сети РЖД в I квартале 2025 года дали негативный сигнал финансовым рынкам: не сменится ли рост российской экономики спадом? Будут ли найдены компенсационные решения? Ведь обычно погрузка на сети РЖД – один из ключевых индикаторов для РФ.
Проблема 50 на 50 Действительно, на сети в первые три месяца текущего года погрузили 277,7 млн т грузов, что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем сравнение – с низкой базой: если соотнести полученный в 2025 году результат с I кварталом 2023 года, то он окажется на 10% меньше, а с I кварталом 2018-го – на 12% меньше. Не случайно в Минтрансе РФ озабочены снижением погрузки. И поиски компенсационных мер на данную тему идут непосредственно под председательством министра транспорта России Романа Старовойта. Причем заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило отметил, что весной на сети происходит снижение погрузки уже и высокодоходных грузов. А. Шило указал на необходимость формирования совместными усилиями компенсационных мероприятий по восстановлению объема перевозки грузов с участием причастных федеральных органов исполнительной власти.
Выглядело так, будто российская экономика втягивается в кризис. Но так ли это? В первые два месяца индекс PMI обрабатывающих отраслей РФ вообще указывал на рост. Беспокойство, правда, вызывала логистика (прежде всего железнодорожная), которая тормозила цепочки поставок. В марте 2025 года индекс PMI снизился на 2 п. по сравнению с февралем – до 48,2 п., указывается в исследовании Samp;P Global. По сути, индекс вернулся на уровень апреля 2022 года. Напомним, что показатель ниже 50 п. соответствует спаду деловой активности. Однако мартовский спад эксперты не назвали критичным, поскольку пока что инвесторы выжидали, как сложатся дальше события на фоне противоречивых новостей. С одной стороны, они столкнулись с сокращением новых заказов. А с другой – видели улучшения: замедление темпов инфляции, стабилизацию обменного курса валют и снижение объемов заказанных, но невыполненных работ. Компании продолжили нанимать новых работников. Но при этом в марте снизили закупки сырья.
Производство снизилось, но выборочно по отраслям. Росстат по февралю обрисовал такую картину: добыча полезных ископаемых суммарно снизилась на 2,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а выпуск продукции обрабатывающей промышленности увеличился на 7%. Самое любопытное: добыча угля увеличилась на 6,1%, а металлических руд – на 1,3%. При этом выпуск металлоизделий вырос на 22,5%. В марте, по предварительным оценкам, было отмечено лишь незначительное ухудшений показателей в экономике РФ.
Однако те же позиции в железнодорожной статистике выглядели провальными: погрузка угля в марте текущего года снизилась на 5%, черных металлов – на 13%, лома черных металлов – на 36%, промсырья – на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, по данным Минэкономразвития РФ, у клиентов имелись дополнительные объемы грузов, но они не могли их отправить на РЖД. Представители металлургов сообщили о снижении перевозок черных металлов на внутреннем рынке и особо обратили внимание на неудовлетворенный спрос на экспорт, в том числе через морской порт Новороссийск. Металлурги подтвердили, что сложности на РЖД заставили клиентов переключать перевозки своей продукции на автотранспорт. Данный тренд коснулся и стройгрузов. Одной из причин фигурировали те же проблемы, связанные с последовательной борьбой перевозчика с "избыточным" парком порожних вагонов. Подобные вопросы целесообразно решать совместно не только с операторами, но и грузоотправителями, считают в Минпромторге РФ.
Ведь иначе они не создают условий для восстановления объемов перевозок.
На вынужденное снижение планов погрузки нефтепродуктов обратили внимание представители НПЗ. Говорили как о причинах "внешнего воздействия", так и проблемах взаимодействия с РЖД. Они, собственно, аналогичные тем, о чем говорили другие участники рынка. Без решения данных вопросов сложно говорить о восстановлении объема перевозки грузов на РЖД.
Один из таких способов – корректировка условий продажи нефтеналивных грузов через товарно-сырьевую биржу. Угольщики вновь сетовали на экспортные квоты и просили о скидке к тарифу ОАО "РЖД" в размере 12,8% на перевозку угольной продукции в западном направлении, а также необходимости совершенствования технологии работы станции НаходкаВосточная. Субсидий у государства просили и отправители зерна. Но не только. От них также прозвучали предложения о перевозках зерна на экспорт маршрутными отправками. Это помогло бы улучшить пропуск грузов в южные морские порты.
Как выяснилось, проблем на РЖД не было только у отправителей в рамках северного завоза, поскольку они поставлены в первые ряды в ПНД. Правда, насчет перевозок других грузов в ФАС были вопросы. Они так или иначе касались правил доступа операторов к инфраструктуре. Тут имелись неурегулированные вопросы при их взаимодействии с ОАО "РЖД".
В выпусках исследования "Ставки и грузовые вагоны" за январь и февраль 2025 года мы указывали: "Следует признать, что вагоны немного лучше двигались в рамках сетевых схем и гораздо хуже – по региональным маршрутам, которые пересекались с участками высокой интенсивности перевозок. В результате появились новые зоны формирования локальных дефицитов парка и увеличились конвенции внутри РФ. При этом клиенты видели свободный парк, но наталкивались на запреты в АС ЭТРАН использовать его для погрузки". Это же можно было сказать и про март.
Основные улучшения на сети были отмечены на востоке. Тем не менее конвенций в сторону российских морских портов выпускалось по-прежнему много. Основная масса касалась южного направления. Сложности возникали и на СевероЗападе – в том числе с передачей вагонопотоков между ОЖД и СЖД (мурманский ход, подходы к станциям Бронке и Большому порту Санкт-Петербург). Улучшилось движение в центре РФ. Вместе с тем выросло количество ограничений на движение в сторону Сибири и Урала. Так что на сети имелись некоторые успехи. Однако судя по всему, основную задачу ОАО "РЖД" видит в том, чтобы добиться непревышения поданных заявок формы ГУ-12 по сравнению с техническим планом перевозок. Или, по крайней мере, сократить это превышение до уровня не более чем на 2,5%. Этим обосновываются принятые на сети меры.
В качестве одного из инструментов улучшений вновь фигурировали идеи о целесообразности перевозки угольной продукции в восточном направлении только в инновационном подвижном составе. Данная тема муссируется уже давно, но все никак не может воплотиться на практике, поскольку это влечет за собой удорожание экспорта угля. Но такая добавка не всем угольщикам по карману. Они и так работают на грани убыточности.
Что компенсируем Итак, в Минтрансе РФ ищут компенсационные меры для восстановления погрузки. Важно, что эти поиски в Минтрансе РФ весной вышли за рамки обсуждений вопросов с участием ОАО "РЖД". К ним подключились представители Минпромторга, Минсельхоза, Минэнерго РФ и ФАС РФ, отметил источник, знакомый с ситуацией на рынке. В обсуждение также вовлечены представители железнодорожных операторов, стивидоров российских морских портов и грузовладельцев – металлурги и металлотрейдеры, угольщики, аграрии и нефтяники. "Прозвучавшие предложения были приняты к сведению. Однако решений, которые могли бы стать компромиссными и привести к "компенсационным мерам" снижения погрузки на РЖД (восстановления положительной динамики), прописано на бумаге не было. Так что монологи сторон не завершены", – резюмировал участник весенних совещаний в Мин трансе РФ.
При этом источник в ОАО "РЖД" пояснил, что готовы принять дополнительные объемы грузов, но только в том случае, если на путях необщего пользования клиенты смогут разместить для этого достаточное количество вагонов – в том числе порожних. Однако в 2025 году основным препятствием становились места выгрузки, где грузополучатели не могли принять дополнительные груженые вагоны. "Если владельцы путей необщего пользования увеличат емкости своей инфраструктуры, то в ТЦФТО готовы отправить туда дополнительный грузопоток", – добавил респондент.
Клиенты же в свою очередь говорят, что на путях необщего пользования перевозчик держит порожние вагоны без оформления документов, понуждая тем самым отправителей использовать прежде всего именно эти вагоны под погрузку (вне зависимости от заключенных договоров с другими операторами).
А если это не удавалось и места на путях необщего пользования не хватало, то перевозчик просто выпускал конвенцию на отправку в его адрес уже груженых вагонов. Таким образом, "застрявшие" порожние вагоны в холдинге рассматривали как "лишние" и ограничение на их вывод превратилось в своего рода кнут для побуждения клиентов оптимизировать отправки или развивать инфраструктуру путей необщего пользования. Ход, конечно, интересный. Но оборотной стороной медали как раз и становится снижение погрузки на РЖД и максимальное переключение отправок готовой продукции на автотранспорт, говорят грузовладельцы. В частности, спад на востоке связан не только с конъюнктурой рынка, но и с появлением дополнительного автопарка из Китая, о чем пишут дально бойщики. И пока в РЖД борются с "лишними" вагонами, клиентам в подмогу на линиях между РФ и КНР стали челночить не только российские, но еще и китайские фуры. Как все это отразится на работе сети автодорог – вопрос, на который также ищут ответа в Минтрансе РФ.
Смены тренда пока не видно Если поначалу вниз ушли низкодоходные грузы, то уже в марте список пополнили высокодоходные номенклатуры, включая погрузку грузов, относящихся к категории прочих и в контейнерах. Так что в марте уже не годилось объяснение, которое привел перевозчик ранее о том, что он просто стал перевозить неугольных грузов больше – при одновременном сокращении экспорта угля. Поэтому единственное, что ему оставалось – перевести стрелки на самих клиентов: "Основные потери в объемах в январе – марте связаны с внутрироссийскими перевозками строительных грузов, каменного угля и черных металлов из-за сокращения спроса со стороны потребляющих данную продукцию отраслей экономики", – появилось разъяснение в официальном канале ОАО "РЖД".
Итак, погрузка угля в марте оказалась на 5% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. При этом добыча сырья, по оценкам участников рынка, увеличилась на 4-5%. Каким образом удалось вывезти дополнительные объемы, остается загадкой. Ведь что касается экспорта угля, то для него на сети на всех направлениях расставлены ограничения. Правда, если учесть, что основное потребление угля обеспечивалось внутренними потребностями, то объяснение одно: уголь для нужд ЖКХ стали возить автотранспортом. В такой вывод, правда, сложно поверить. А другого объяснения нет. Причем это несмотря на то, что отправки угля для ЖКХ должны быть для ОАО "РЖД" приоритетными согласно ПНД. В результате март испортил статистику РЖД: от плюса за I квартал текущего года она скатилась к минусу в 2%.
Погрузка нефтегрузов в I квартале 2025 года снизилась на 5,9%.
Опять-таки наихудший результат показал март: -8% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. При этом, по оценкам Центра ценовых индексов (ЦЦИ), загрузка портов РФ российской нефтью в марте превысила уровень февраля. Причем по всем трем направлениям – на Северо-Западе, в Козьмино и Новороссийске. Это указывает, что основной минус в перевозках на РЖД пришелся в марте на внутренние маршруты. С одной стороны, у НПЗ начался сезон ремонтов. А с другой – от автоперевозчиков не поступало известий о снижении поставок российским трейдерам. Соответственно, последние не испытывали особых проблем с обеспечением АЗС топливом, на что указывает тот факт, что на автозаправках потребление выросло, а цены на бензин остались практически на уровне начала весны 2024 года. Ситуацию на стройке нельзя назвать однозначной. В феврале 2025 года потребление цемента уменьшилось почти на 12% по сравнению с тем же месяцем 2024 года, сообщило отраслевое объединение "Союз цемент". Это подало сигнал рынку о том, что в текущем году ожидается замедление темпов роста строительной отрасли, и цементный рынок будет следовать этим тенденциям, отметил респондент в "Союзцементе". В итоге за январь – март текущего года, по данным участников рынка, потребление цемента снизилось на 8%. При этом погрузка цемента за тот же период снизилась на 13,5%.
Погрузка стройгрузов на РЖД спикировала вниз на 23,2%, в том числе балласта для железных дорог – на 27%. При этом финтех-компании ЮMoney изучили траты россиян на строительство и ремонт в начале весны и сравнили полученные данные с прошлогодними. Выяснилось, что оборот платежей в указанной категории вырос на 34%. Риелторы, правда, сообщили о снижении размеров новых проектов строительства. Однако из регионов стали поступать данные об активизации дорожного строительства – в частности, в центре, на северо-западе РФ и востоке. Таким образом, в указанных отраслях экономики спад, конечно, в I квартале ощущался. Но он был не таким глубоким, как спад погрузки на РЖД. Вывод, куда ушла часть грузопотока, делайте сами.
Очевидно, что весной ситуация не улучшится – свою долю увеличит водный транспорт с учетом ранней навигации.
Ниже возможного в I квартале опустилась погрузка лома черных металлов: -22,2%, в марте – уже -30% соответственно, что указывало на рецессию в 2025 году. Погрузка черных металлов снизилась на 13,1%. Причины – все те же, на которые мы и указывали ранее: забитые вагонами после выгрузки пути необщего пользования. Все, что было можно, вывозили в итоге автотранспортом. "Настроения – крайне негативные. Почему – попробуйте обратиться в Минтранс РФ. Там, наверное, есть свои оценки", – сообщил представитель компании-металлотрейдера.
Напомним, что 27 февраля 2025 года ассоциация "Русская сталь" направила письмо в СОЖТ с просьбой обсудить введенные ОАО "РЖД" ограничения на прием порожних вагонов. По мнению металлургов, эти меры затруднили логистику и оказали негативное влияние на производство. У металлургов, как выяснилось, не было возможности завозить и дополнительные объемы сырья. На этом фоне в I квартале текущего года упала погрузка и промсырья (-16,7%), а погрузка железной руды снизилась всего лишь на 0,9% только благодаря тому, что меткомбинаты оперативно попали в списки Минпромторга РФ как предприятия непрерывного цикла.
Любопытно, что в последнее время Минобороны РФ подало серию исков к РЖД в Арбитражный суд Москвы на общую сумму 90,4 млн руб. Понятно, что содержание большинства исков скрыто от общественности. Это уже не первый случай – 8 февраля Минобороны подало иск к РЖД на сумму 5,5 млн руб. Его предмет и основание также неизвестны. Но у юристов появился доступ к решениям, вынесенным в прошлом году по данному поводу. В частности, ВС РФ 23 июля 2024 года вынес определение по прецеденту от 06.12.2023 г., установив правомерность взыскания с ОАО "РЖД" 702,2 тыс. руб. пеней за просрочку доставки груза. Подобное решение уже не одно. И в них суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения дороги (перевозчика) от ответственности за просрочку в доставке грузов. Как видим, в плюсе остались минудобрения (+7,6%), цветная руда (+0,9%) и лес (+0,1%). Ожидалось, что остальные грузы, в том числе грузы в контейнерах, выйдут в плюс. Однако они ушли в минус (-3,8%).
Можно прогнозировать, что улучшения динамики погрузки в апреле на таком фоне не ожидается. Несмотря на то, что сравнение идет к низкой базе прошлого года. Напомним, что погрузка на сети в апреле 2024 года составила 101,7 млн т, что на 3,6% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. А в марте 2024 года погрузка снизилась к тому же месяцу 2023 года на 3,5%. На таком фоне некоторые эксперты ожидали, по крайней мере, в марте текущего года хотя бы небольшой плюс на РЖД. Однако этого не случилось.
Соответственно, в апреле следует ожидать спад на РЖД не менее 4-5%. Весна 2025 года в любом случае уведет погрузку в минус. А что будет дальше?
Респонденты среди грузовладельцев пока не видят особых поводов для смены тренда.
Если поначалу вниз ушли низкодоходные грузы, то уже в марте список пополнили высокодоходные номенклатуры, включая погрузку грузов, относящихся к категории прочих и в контейнерах цитата "Что характерно для сложившейся ситуа ции на РЖД? Темпы развития железно дорожной инфраструктуры отстают от потребностей рынка, в том числе в связи с динамичным изменением спроса. Существующая инфраструктура и система работы железнодорожного транспорта не соответствует структурной модели отрасли. Изменения географии перево зок привело к концентрации спроса на перевозки по нескольким направлениям, что усилило дефицит востребованной железнодорожной инфраструктуры. Рост парка грузовых вагонов без соответствующего развития инфраструктуры. Высокая потребность в обновлении основных средств (локомотивы, путевая техника, пути) и закупке новых. Накоп ленное недофинансирование отрасли и ограничения для РЖД по привлечению заемных средств".
Александр Поликарпов, управляющий партнер RSA "Я бы оценил влияние системных факторов на РЖД и охлаждения в экономике РФ, на которое ссылается в свое оправдание перевозчик, как 50/50. Это значит, что у клиентов дополнительные объемы грузов имелись. Но они не были отправлены".
Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Основные улучшения на сети были отмечены на востоке. Тем не менее конвенций в сторону российских морских портов выпускалось по-прежнему много. Основная масса касалась южного направления. Сложности возникали и на Северо-Западе В марте, по предварительным оценкам, было отмечено лишь незначительное ухудшение показателей в экономике РФ. Однако те же позиции в железнодорожной статистике выглядели провальными
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 22.04.2025 |