29-05-24 / 2024
Новости отрасли
Путь к партнерству

На прошлой неделе в Сочи состоялась VII рельсовая конференция "Партнерство ЕВРАЗа и РЖД в условиях долгосрочной Стратегической программы развития железнодорожной инфраструктуры Российской Федерации до 2035 года". Речь шла о том, как новые рельсовые продукты, технологии и исследования помогают достичь поставленных руководством страны целей по увеличению и ускорению перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Время ставит задачи

ОАО "РЖД" приступает к реализации сразу нескольких амбициозных проектов. Уже стартовал третий этап модернизации Восточного полигона: БАМ должен стать полностью двухпутным. Предстоит увеличить пропускные способности в направлении Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна. Сложнейшей задачей обещает быть строительство ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург под скорость до 400 км/ч.

На очереди развитие тяжеловесного движения для перевозки грузов, скоростного – для транспортировки пассажиров и контейнерных перевозок. При этом в области тяжеловесного движения нужно выйти на достижение показателя пропущенного межремонтного тоннажа железнодорожного пути в 2,5 млрд тонн брутто, в то время как сейчас этот показатель находится примерно на уровне 1,4 млрд тонн. И наконец, следует значительно продвинуться в сокращении протяженности путей с просроченными ремонтами всех видов. Все это потребует большого объема разнообразной рельсовой продукции, причем заточенной под конкретные задачи.

"Сегодня на железной дороге все становится быстрее, комфортнее, технологичнее, и именно инфраструктура – главный двигатель развития транспорта, – говорит вице-президент ЕВРАЗа, руководитель дивизиона "Продажи и развитие бизнеса" Сергей Синцов. – Наша компания является ключевым поставщиком рельсов для ОАО "РЖД" и крупнейшим грузоотправителем на железной дороге. Поэтому мы развиваем рельсовое производство и добились впечатляющих результатов в расширении нашей продуктовой линейки".

Первый заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Старовойтов заметил, что в соответствии с планами развития инфраструктуры до 2035 года, которые существуют в компании, необходимо будет оздоровить всеми видами ремонта до 2030 года 44,4 тыс. км пути, с 2031 по 2035 год – более 33 тыс. км. При этом ежегодное строительство оценивается в 1,5 тыс. км.

"Мы меняем сами подходы к ремонту и строительству, поскольку, например, в условиях Восточного полигона мы вынуждены укладывать рельсы, вводить их в температурный интервал, ремонтировать путь при температурах минус 50 градусов, – обрисовал сложившуюся ситуацию Михаил Старовойтов. – И другого варианта у нас нет – мы перешли на круглогодичную работу".

Рельсы дают эффект

Длительное сотрудничество с РЖД позволило ЕВРАЗу разработать такие линейки рельсовых продуктов, которые удовлетворяют все текущие и перспективные потребности в отрасли, заметно снижая затраты на обслуживание и увеличивая пропускную способность инфраструктуры. С 2013 года для железнодорожников разработано восемь категорий магистральных рельсов.

Как рассказал директор ЕВРАЗа по развитию рельсового проката Алексей Борц, в компании разработаны новые рельсы общего назначения ДТ370, которые должны прийти на смену широко применяемым ДТ350. Это продукция с улучшенными прочностными свойствами. На повреждения головки рельса приходится половина всех дефектов. Новые рельсы, как ожидается, позволят снизить число повреждений на 20-30%. Это приведет к снижению затрат РЖД на преждевременную замену рельсов в пути. Рельсы нового профиля Р71, уменьшающие нагрузку на все элементы железнодорожного полотна, позволят достичь показателя межремонтного интервала в 2,5 млрд тонн брутто пропущенного тоннажа.

"Рельсы низкотемпературной надежности ДТ350НН предназначены для эксплуатации при температурах до минус 60 градусов, – говорит Алексей Борц. – Они используются на Восточном полигоне при реконструкции БАМа и Транссиба, а также могут быть применены при строительстве путей Северного широтного хода. Снижение риска излома при таких низких температурах дает повышение безопасности движения и увеличение пропускной способности, поскольку можно не снижать скорость зимой".

За счет улучшения химического состава металла, прокатки и термообработки ЕВРАЗ освоил выпуск рельсов повышенной износостойкости ДТ400ИК, которые успешно прошли испытания на Восточном полигоне. Их эффект – уменьшение количества смен рельсов по боковому износу. Это позволяет реализовать концепцию малообслуживаемого пути, поскольку в восточных регионах при больших расстояниях наблюдается дефицит кадров.

Чтобы снизить затраты по замене рельсов в кривых малого радиуса, специалисты ЕВРАЗа проводят исследования по комплектной укладке, когда в наружную нить укладывают рельсы повышенной износостойкости ДТ400ИК, а во внутреннюю, где есть риск выкрашивания, – рельсы низкотемпературной надежности ДТ350НН. В целом должен получиться хороший эффект, позволяющий экономить на эксплуатационной работе, а также снижать количество "окон", что опять же выливается в увеличение пропускной способности.

Совместно с коллегами из ОАО "РЖД" специалисты ЕВРАЗа работают над перспективным проектом создания равнопрочной сварной рельсовой плети длиной 800 м, которая позволит решить проблему дефектов в сварных стыках, также актуальную на сети.

Для будущей ВСМЖ-1 Москва – Санкт-Петербург ЕВРАЗ разработал рельсы ДТ350ВС400, которые предназначены для движения со скоростью до 400 км/ч и имеют самый высокий класс точности профиля по сравнению с зарубежными аналогами. Их особенностью являются повышенная стойкость к динамическим нагрузкам при высоких скоростях и высокая надежность при пониженных температурах. По ним также возможно курсирование скоростных контейнерных поездов и пассажирских со скоростью 160-200 км/ч.

"Чтобы соответствовать высочайшему уровню требований к нашей продукции со стороны ОАО "РЖД", мы постоянно вкладываемся в обновление технологии и производственного оборудования, – сообщил директор по рельсовому производству ЕВРАЗ ЗСМК Денис Булгаков. – С 2013 года на реконструкцию комбината мы потратили более 16 млрд руб., а с 2015-го по 2022-й на модернизацию оборудования – свыше 1 млрд".

Продуктивный диалог

За период с 2021 года в путевом хозяйстве ОАО "РЖД" произошел серьезный рывок в плане внедрения новых материалов и технологий, считает первый заместитель начальника Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО "РЖД" Михаил Белобородов.

"Самое главное – мы научились слышать и понимать друг друга. О реальных взаимоотношениях красноречиво говорит статистика, – констатирует Михаил Белобородов. – В планах на 2024 год – укладка рельсов ДТ400ИК на 100 км пути, что снизит интенсивность бокового износа на 15,8%, а рельсы ДТ370 уложим на 450 км пути, что даст снижение на 30% выхода рельсов из строя по поверхностным дефектам. На ближайшую перспективу запланирована укладка рельсов Р71 и Р75, а также испытания ДТ350ВС400 для высокоскоростного движения".

При этом Михаил Белобородов заметил, что при существующем многообразии продукции нужно совместно решать, как получать дополнительный эффект от использования разных типов рельс. Все типы необходимо испытать на разных участках с разными природными условиями, потому что без подконтрольной эксплуатации выявить все недостатки и преимущества невозможно.

Часто бывает так, что производителю нужно понести большие затраты для организации выпуска новой продукции. Решение здесь можно найти, подписав долгосрочный контракт на производство и поставки определенных номенклатур рельсов.

Директор ЕВРАЗ ТК по взаимодействию с компаниями с госучастием Ксения Нэх замечает, что ЕВРАЗ и РЖД ведут продуктивный диалог, несмотря на то что задачи становятся все сложнее и сложнее, а внешние условия – все более волатильными.

"Главная цель долгосрочного контракта – это синхронизация производственных программ и синергия в стратегиях развития компаний, – объясняет Ксения Нэх. – Мы с коллегами из РЖД должны хорошо понимать те финансовые условия и временные параметры, при которых будет необходим новый рельсовый продукт. Это сложная работа, но именно она позволяет достичь оптимального результата для каждой из сторон".

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

29.05.2024