17-11-14 / 2014
Новости отрасли
Прямым маршрутом

За январь – октябрь, по данным Центральной дирекции управления движением и ЦФТО, по выделенному расписанию было отправлено 54,5 тыс. грузовых поездов.

Движение по расписанию грузовых поездов расширяет географию перевозок. Большая их часть (30,3 тыс., или в среднем 100 в сутки) следовала в междорожном сообщении, остальные – в местном. Как отметили в ОАО «РЖД», услуга отправления грузовых маршрутов по выделенному расписанию оказывается с учетом имеющихся возможностей, а также потребностей и желаний грузоотправителей. Спрос растет, и железнодорожники стараются его удовлетворить.

Согласованный успех Так, на Куйбышевской дороге грузовые по расписанию отправляют с 2012 года, но до недавнего времени жесткие «нитки» организовывались только в границах самой магистрали. Осенью был сделан следующий шаг: первый поезд с газовым конденсатом, отправленный по согласованному расписанию со станции Аллагуват 5 ноября, прибыл на станцию Лужская ОЖД 9 ноября – почти в три раза быстрее, чем обычно. Как рассказал первый замначальника Куйбышевского ТЦФТО Андрей Зимихин, прямой отправительский маршрут из 72 вагонов с грузом ООО «Промжелдортранс» для ООО «Сибур-Портэнерго» прошел по полигонам четырех дорог: Куйбышевской, Московской, Северной и Октябрьской. В пути находятся еще два поезда с газовым конденсатом, а до конца ноября со станции Аллагуват отправят еще восемь маршрутов.

Отправлению маршрутов предшествовала подготовка: прошли совещания с каждой дорогой, по которой пройдут поезда, утвержден порядок их пропуска. Центральная дирекция управления движением согласовала последовательность и порядок прохождения поездов. График проследования и передачи поездов по стыкам, разработанный графистами четырех дорог, не нарушается ни на одной из магистралей. «Технология была предварительно отработана со всеми участниками и смежными службами: грузоотправителями, вагонниками, службой движения, – рассказал начальник станции Аллагуват Рашит Афаров. – В результате мы вышли на стадию оптимальной готовности маршрутов с учетом работы персонала станции, осмотрщиков вагонов и тягового подвижного состава».

В связи с растущим спросом на услугу в октябре запустили новые проекты и на Южно-Уральской дороге. Здесь стартовали перевозки по расписанию на направлении Металлургическая – Смычка (СвЖД), организованы графиковые перевозки ферросплавов в контейнерных поездах в порты Северо-Запада страны.

Маршрут Смычка – Металлургическая – Смычка не только обеспечил ритмичную поставку железорудного сырья с горно-обогатительных комбинатов Среднего Урала в адрес одного из комбинатов холдинга «Мечел», но и позволил организовать возврат по расписанию порожнего подвижного состава под погрузку, отметил первый заместитель начальника Южно-Уральского ТЦФТО Игорь Черепанов.

«На направлении Электростанция – Новый Порт, Автово (ОЖД) отправлено около 13 тыс. тонн груза, что позволило грузоотправителю не только более эффективно использовать подвижной состав за счет сокращения оборота вагонов, но и планировать подход судов, зафрахтованных для перевозки контейнеров на экспорт», – рассказал замначальника Южно-Уральского ТЦФТО по транспортному обслуживанию Андрей Нахк.

«При отправительской маршрутизации сформированный грузоотправителем состав освобождается от переработки вагонов на попутных станциях, – отметил Андрей Нахк. – Благодаря этому обеспечивается ускорение оборота вагона и сокращение сроков доставки грузов».

«Грузоотправители получают возможность оптимизировать затраты на транспортную и складскую логистику», – подчеркивает Игорь Черепанов.

Отправление поездов по выделенному расписанию выгодно всем участникам перевозочного процесса. Для перевозчика технология снижает нагрузку на инфраструктуру. Грузоотправитель получает возможность сократить срок доставки груза и, соответственно, стоимость аренды вагонов. А оператор выигрывает за счет повышения скорости оборота вагона. Кроме того, равномерность прибытия грузов положительно влияет на работоспособность портов и занятость инфраструктуры. Полностью отсутствует просрочка доставки груза.

«Благодаря соблюдению временных нормативов доставки грузов мы существенно повышаем уровень планирования перевозок», – заметил директор представительства филиала ЗАО «Нефтетранспорт» в Республике Башкортостан (оператор подвижного состава) Юрий Парфенов. По его словам, отправление грузов по согласованному расписанию обходится грузоотправителю немного дороже, чем по обычному тарифу, но выгода в другом: своевременная доставка дает возможность оптимально планировать свою работу, а собственнику подвижного состава – экономию за счет штрафных санкций, ведь завод выставляет оператору подвижного состава штрафы за несвоевременный подсыл вагонов под погрузку.

Оператора подвижного состава не устраивает, пожалуй, единственный нюанс: в адрес получателя вагон идет быстро, но порожним обратно возвращается уже по обычному графику.

Найти решение Впрочем, без сложностей при внедрении технологии не обходилось, но все проблемы решаемы.

«Гудок» в свое время писал о сложностях со сроками доставки грузов по расписанию поездами, формировавшимися Московской магистралью. Сегодня, по словам начальника технологической службы МЖД Николая Кириллова, назначений поездов по графику по сравнению с прошлым годом стало больше (в ноябре с МЖД пойдет 56 поездов, в том числе две «нитки»: до Хабаровска – семь поездов и до Мыса-Чуркина – пять), при этом сроки доставки выполняются.

«В этой технологии главное – это взаимодействие с другими дорогами, – отметил Николай Кириллов. – Трудности работы с клиентом как раз возникали из-за того, что в пределах Московской дороги поезд шел четко по графику, а на других дорогах график следования нарушался. Сейчас ситуация изменилась, так как такими поездами занимается центральный аппарат. Клиент обращается к нам, мы отрабатываем маршрут. Если нужно везти груз только в пределах МЖД, то соглашение клиент заключает с дорогой, если в пределах нескольких – отправляем клиента в ЦФТО».

На Свердловской дороге, где сегодня на постоянной основе грузовые поезда по расписанию отправляют по 12 направлениям, тоже сначала пришлось устранять «узкие» места. «Обновили парк магистральных локомотивов, получив 15 тепловозов 2ТЭ116У, – сообщил начальник локомотивного отдела Свердловской дирекции управления движением Андрей Малахов. – Машины переданы в депо Сургут и эксплуатируются от Войновки до Коротчаева, где осуществляется графиковая перевозка грузов».

Для проследования транзитных поездов по разработанным «ниткам» сводного графика было принято решение о формировании на Западно-Сибирской дороге грузовых поездов, поступающих на СвЖД по стыку Называевская, массой только 6,3 тыс., 8 тыс. и 9 тыс. тонн. «Дробного» веса – 6,5 и 6,8 тыс. тонн – быть не должно. По этой причине поезда приходилось направлять на Екатеринбург-сортировочный, где отцепляли вагоны до унифицированной массы в 6,3 тыс. тонн, что замедляло расформирование поездов назначением на станцию Екатеринбург-сортировочный и формирование составов. В итоге грузовые поезда задерживались под Екатеринбургским узлом, вызывая длительный перерыв в движении и срыв графика их проследования. Унифицированный вес поездов позволяет отклонять весь транзитный поток, поступающий по Называевской, через южный обход Екатеринбургского узла на станцию Седельниково, где производится смена кратности тяги с двух- на трехсекционные локомотивы. Дальше поезда отправления по разработанным «ниткам» графика идут на Горьковскую дорогу.

Принимать решения приходится и в пределах одной дороги. Так, на Юго-Восточной поезда по расписанию ходят между станциями Стойленская (Старый Оскол) и Чугун-2 и от Валуек до Пензы. Их запуск ускорил пропуск грузов, оборот вагонов стал больше, а бригад задействуется меньше. «Как раз с бригадами при внедрении технологии и возникла первая трудность: плечо увеличивалось, и их надо было обкатать, – рассказал начальник диспетчерского центра Юго-Восточной дирекции управления движением Анатолий Исаков. – Если раньше бригада из Валуек ехала до Лисок, то теперь надо было обкатать их до Пензы, точно так же и в обратную строну: ртищевские бригады обкатывались до Валуек. Теперь транзитные грузы идут в обе стороны без задержек».

Второй трудностью на маршрутах Старый Оскол – Чугун-2, по его словам, стала тяга. Поезда с рудой имеют большой вес, и на двух перегонах с критическим подъемом двухсекционные локомотивы с ними не справлялись, приходилось применять толкач. Задействовали десять трехсекционных локомотивов, которые позволяют идти самостоятельно без остановок.

«Еще одной сложностью было планирование технологических «окон» с учетом согласованных маршрутов от Валуек до Пензы, – продолжил Анатолий Исаков. – Было решено пропускать поезда без остановок по пути встречного направления. Для этого отдел планирования «окон» разрабатывает вариантные графики так, чтобы при пропуске грузовых поездов по согласованным маршрутам по «неправильному» пути в районе проведения работ не было встречных составов».

Экспресс по расписанию Ускоренные грузоперевозки доступны не только отправителям крупных партий груза. Речь об услуге «грузовой экспресс», в рамках которой грузовой поезд перевозит по расписанию небольшие партии грузов разных клиентов. По данным Центральной дирекции управления движением и ЦФТО, за десять месяцев «грузовыми экспрессами» отправлено 307 поездов.

«С октября прошлого года, когда мы отправили первый «грузовой экспресс», со станций ОЖД ушло уже 119 таких поездов, – рассказал замначальника Октябрьского ТЦФТО по транспортному обслуживанию Дмитрий Крюков. – К примеру, каждую субботу идет поезд из Санкт-Петербурга на Екатеринбург – у него сложился костяк постоянных клиентов, отправляющих высокодоходные грузы: продукты, автомобили. Этот поезд следует без переформирования через полстраны по шести магистралям, причем его «нитка» проложена в графике аж до Дальнего Востока».

С июля такая технология внедряется на Северной дороге. «Любой грузоотправитель может забронировать в назначенном на определенный день поезде одно или несколько вагоно-мест, подобно тому, как люди покупают билеты на места в пассажирском поезде», – рассказала замначальника Северного ТЦФТО по управлению продажами Светлана Никифорова.

Первый такой экспресс, сформированный в июле на станции Обозерская Архангельского региона СЖД, находился в пути 23 часа вместо обычных трех суток. Он доставил лесные грузы нескольких предприятий с участка Няндома – Онега на станцию Сегежа ОЖД. Второй «грузовой экспресс» за те же 23 часа вместо пяти суток перевез в сентябре грузы вологодских лесопромышленников со станций Харовская, Кадниковский и Вологда-2 в Светогорск, после чего они проследовали в Финляндию. А третий сборный поезд, сформированный в октябре на станции Микунь, по четырем магистралям доставил в Новороссийский порт бокситы и пиломатериалы за 5,5 суток – ровно вдвое быстрее нормативного срока.

«Сокращение срока доставки налицо, и, возможно, мы будем пользоваться этой услугой, если цена будет доступной, – сказала Светлана Луашева, начальник отдела сбыта ООО «Лузалес», участвовавшего в экспериментальной отправке «экспресса» со станции Микунь. – Но технологию отправки нужно совершенствовать. Так, мы производили первичное накопление 15 вагонов с пиломатериалами на своем подъездном пути несколько дней, что затрудняло вывоз других груженых вагонов и подачу порожняка. Для нас было бы гораздо удобнее накапливать вагоны на станционных путях».

«Все три пробных «грузовых экспресса», как выяснилось, востребованы в регионах магистрали, планируем организовать их регулярное курсирование», – резюмировала Светлана Никифорова. В планах Северного ТЦФТО отправка экспрессами в Челябинск небольших партий груза ОАО «Северсталь» и порожних вагонов ОАО «ФосАгро-Череповец» со станций Колпино и Кошта. А грузоотправители Архангельского региона просят организовать «грузовой экспресс» со станции Онега на станции Исакогорка, Жаровиха, Архангельск-город и Северодвинск.

За дорогой дело не станет Услуга грузоперевозок с фиксированным временем отправления и прибытия доказала свою эффективность и востребована грузоотправителями, а значит, объемы будут расти. Но не все, увы, зависит от перевозчика. «Разработать графики для договорных поездов несложно. Самое главное – чтобы грузоотправитель предъявлял груз на эти «нитки», – пояснил замначальника службы движения Приволжской дирекции управления движением Сергей Корабельщиков. – К примеру, «нитка» Трубная (ПривЖД) – Лена (ВСЖД) должна была заработать в октябре, но грузоотправитель перенес срок. А по вопросу загрузки графика Каргала – Юльевка необходимо собирать совещание с грузоотправителем и грузополучателем для определения наиболее подходящего для них времени отправления и прибытия. За дорогой дело не станет».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.11.2014