11-09-14 / 2014
Новости отрасли
Прямиком в Шанхай

Прямиком в Шанхай

В Ямало-Ненецком автономном округе создается мощный транспортно-логистический узел. Он позволит не только быстро и эффективно осваивать минерально-сырьевые богатства центральной части Арктики, но и обеспечит кратчайший путь на мировые рынки грузов Урала, Сибири и Поволжья. Этот проект может стать одним из немногих инфраструктурных мегапроектов, которые реально изменят жизнь сотен тысяч россиян

Если внимательно посмотреть на географическую карту мира, то нетрудно увидеть, что Ямало-Ненецкий автономный округ расположен практически посередине Северного морского пути (СМП) — кратчайшей морской дороге вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, соединяющей Европу и страны Азиатско-Тихоокеан­ского региона. «Отсюда почти одинаковое расстояние, что до Парижа, что до Пекина», — заметил как-то президент России Владимир Путин, обсуждая с губернатором Ямала Дмит­рием Кобылкиным перспективы развития нового российского морского арктического порта Сабетта. Можно сколько угодно спорить о скорости таяния арктических льдов, препятствующих (пока) круглогодичной навигации по СМП, но предприимчивые китайцы, например, готовы уже к 2020 году перевести на Севморпуть до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота с Европой, который сейчас идет южным путем — через Суэцкий канал и Индийский океан. Потому что маршрут Шанхай—Владивосток—Чукотка—Мурманск—порты Норвегии—Гамбург, например, короче южного на 5200 километ­ров, что позволяет перевозчикам экономить существенные деньги на транспортных расходах и избежать непредсказуемых встреч с сомалийскими пиратами.

Для России Севморпуть важен куда больше, чем китайцам или японцам. Поэтому сейчас на Ямале началось создание крупнейшего в российской части Арктики транспортно-логистического узла, который обеспечит кратчайший выход в Мировой океан десяткам миллионов тонн грузов Урала, Поволжья и Сибири.

Опорный порт

Центральным звеном новой арктической транспортной системы станет морской порт Сабетта, строящийся с 2012 года на принципах государственно-частного партнерства возле одноименного поселка на северо-восточной оконечности полуострова Ямал. Изначально этот порт рассматривался как место перевалки на танкеры-газовозы сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ», первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2017 году. Однако довольно скоро ямальским властям удалось убедить федеральный центр рассматривать этот порт как многопрофильный, куда могли бы заходить не только танкеры, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры. И именно в таком качестве Сабетта сейчас фигурирует в планах Минтранса. По словам главы этого ведомства Максима Соколова, новый российский морской порт будет рассчитан на ежегодную перевалку 32 млн тонн жидких углеводородов и 38 млн тонн сухих грузов.

Эти расчеты основываются на том, что Сабетта фактически будет играть роль опорного порта в центральной части Севморпути, поскольку на 10 тысяч километров этой морской дороги у России реально сейчас есть только два полноценных морских порта — Мурманск на крайнем западе, и Петропав­ловск-Камчатский на крайнем востоке. И при увеличении транзитного грузопотока по СМП иностранным судам хочешь не хочешь все равно придется заходить в Сабетту для проведения мелкого ремонта, заправки водой, топливом, продовольствием и оказания необходимой медицинской помощи.

Второе обстоятельство, которое будет влиять на объем грузопотока через Сабетту, еще более существенно. Фактически этот порт будет единственным российским арктическим портом к востоку от Мурманска, который будет соединен с единой сетью железных дорог России.

Связующая магистраль

Для того чтобы Сабетта сыграла роль полноценного опорного порта на Севморпути и мощной базы для освоения минерально-сырьевых богатств центральной части российского сектора Арктики, ее необходимо соединить с железной дорогой Обская—Бованен­ково, которую «Газпром» построил вдоль западного побережья полуострова Ямал для освоения Бованенковского месторождения. Эти 525 километров железнодорожных путей, проложенных в вечной мерзлоте, собственно, и дали возможность национальному газовому концерну начать разработку газовой «жемчужины» России. Но настоящими красками Сабетта заиграет тогда, когда железной дорогой будет соединена западная и восточная часть Ямало-Ненецкого автономного округа. «За каждый выход к морю, к транспортным артериям все государства всегда платили огромную цену. За доступ к морю через Крым Россия воевала столетиями. За выход в Балтику Петр Первый построил флот и разгромил шведов. Сегодня для прорыва из транспортной блокады континентального центра РФ и возрождения Север­ного морского пути достаточно построить два участка железной дороги: от Надыма до Обской, и от Бованенковского месторождения до Сабетты. В конечном итоге мы получим мощный экономический рывок. Для большинства регионов России. Для десятков отраслей промышленности. Для тысяч предприятий. Для миллионов россиян», — воодушевленно говорит губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.

«Северный широтный ход» (так называется этот проект) вошел в транспортную стратегию России до 2030 года и федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». Он предполагает строительство в центральной части округа 700 км железной дороги от станции Обская-2 Северной железной дороги (западная часть округа) через Надым до станции Коротчаево Свердловской железной дороги (восточная часть округа).

Реализация этого проекта, во-первых, существенно разгрузит движение по Транссибирской магистрали и Свердловской железной дороге, грузы по которой сейчас идут порой со скоростью пешехода. Во-вторых, «Северный широтный ход» ускорит реализацию проектов по добыче и переработке углеводородов на территории округа. В центральной части ЯНАО, например, хорошо разве­даны, но не осваиваются из-за транспортной недоступности газоконденсатные месторождения Обь-Надымского междуречья с перспективными объемами добычи 28,5 млн тонн газового конденсата в год. А Новоуренгойский газохимический комбинат при существующей транспортной схеме просто не сможет вывезти за пределы округа тот объем продукции, на который он рассчитан. В третьих, «Северный широтный ход» даст возможность прямого выхода грузов с континентальной части России через порт Сабетта на Северный морской путь и далее — в страны Азиатско-Тихо­океанского региона. По предварительным подсчетам, на перевалку в Сабетту по СШХ ежегодно будут поступать более 50 миллионов тонн жидких углеводородов Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана.

Выгоды этого проекта очевидны. Поэтому его поддерживают практически все крупные грузоотправители и перевозчики: «РЖД», «Геотрансгаз», «Газпромтранс», корпорация «Роснефтегаз», Новоуренгойский газохимический комбинат, НОВАТЭК, уже сейчас гарантируя перенаправление на него минимум 23 млн тонн грузов в год. Тем более, что строительство «Северного широтного хода» уже фактически началось. В этом году будет введен в эксплуатацию один из двух стратегических мостов СШХ — через реку Надым, который с 2011 года строится на средства ЯНАО и Тюменской области. На средства окружного бюджета также построена уже почти поло­вина круглогодичной авто­мобильной дороги с твердым покрытием между Надымом и Салехардом, которая прокладывается в одном транспортном коридоре с СШХ и по которой ежегодно будет перевозиться до 6 млн тонн грузов. Полностью проработана коммерческая часть строительства линейного отрезка новой железной дороги. Сейчас дело только за федеральным бюджетом, из которого должны быть выделены деньги на строительство самого круп-ного объекта «Север­ного широтного хода» — мостового перехода через реку Обь.

В гармонии с природой

Разработчики идеи «Северного широтного хода» убеждены в том, что, в связке с портом Сабетта, реализация этого проекта только на территории Уральского федерального округа создаст более 420 тыс. новых рабочих мест, в том числе более 63 тыс. — на территории самого Ямала. Так ли это, можно будет убедиться довольно скоро. Во всяком случае исторический опыт строительства автобанов в Германии, железных дорог в США, да и практика нашей страны говорят о том, что соци­ально-экономический эффект от создания транспортных магистралей подобного масштаба намного превосходит вложенные в них средства.

Но вот в чем можно быть уверенным прямо сейчас, так это в том, что новые транспортные маршруты не ухудшат состояние окружающей среды на Ямале и положение коренного населения.

И железные, и автомобильные дороги на Ямале строят не так, как в более южных районах страны. На автомобильной дороге Салехард—Надым, например, через каждые несколько километров делается специальный переход для оленьих стад, откосы засе­ваются специальной травой, которая на дает грунту расползаться. Для каждого ручья предусмот­рен отдельный отвод, чтобы не нарушить его привычное течение. А десятая часть сметной стоимости этого стратегического для округа автодорожного проекта прямо предназначена для восстановления окружающей среды — рекультивация песчаных карьеров и подходов к мостам, укреп­ление реч-ных берегов вблизи инженерных сооружений и компенсационный выпуск в водоемы молоди рыб.

Поэтому Ямал, как и 50 лет назад, вновь стоит на пороге качественно нового этапа развития. Тогда из далекой окраины, где по бескрайней тундре бродили только стада северных оленей и упрямые геологи, он быстро превратился в главный ресурсный центр страны. Сейчас у него есть шанс столь же стремительно стать главным транспортным узлом в центре российской части Арктики.

Северный широтный ход вместе с портом Сабетта станет основой транспортной инфраструктуры центральной части Российской Арктики

 

ИсточникДатаНаименование материала
Русский репортер11.09.2014