Прямиком в Шанхай
В Ямало-Ненецком автономном округе создается мощный транспортно-логистический узел. Он позволит не только быстро и эффективно осваивать минерально-сырьевые богатства центральной части Арктики, но и обеспечит кратчайший путь на мировые рынки грузов Урала, Сибири и Поволжья. Этот проект может стать одним из немногих инфраструктурных мегапроектов, которые реально изменят жизнь сотен тысяч россиян
Если внимательно посмотреть на географическую карту мира, то нетрудно увидеть, что Ямало-Ненецкий автономный округ расположен практически посередине Северного морского пути (СМП) — кратчайшей морской дороге вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, соединяющей Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Отсюда почти одинаковое расстояние, что до Парижа, что до Пекина», — заметил как-то президент России Владимир Путин, обсуждая с губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным перспективы развития нового российского морского арктического порта Сабетта. Можно сколько угодно спорить о скорости таяния арктических льдов, препятствующих (пока) круглогодичной навигации по СМП, но предприимчивые китайцы, например, готовы уже к 2020 году перевести на Севморпуть до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота с Европой, который сейчас идет южным путем — через Суэцкий канал и Индийский океан. Потому что маршрут Шанхай—Владивосток—Чукотка—Мурманск—порты Норвегии—Гамбург, например, короче южного на 5200 километров, что позволяет перевозчикам экономить существенные деньги на транспортных расходах и избежать непредсказуемых встреч с сомалийскими пиратами.
Для России Севморпуть важен куда больше, чем китайцам или японцам. Поэтому сейчас на Ямале началось создание крупнейшего в российской части Арктики транспортно-логистического узла, который обеспечит кратчайший выход в Мировой океан десяткам миллионов тонн грузов Урала, Поволжья и Сибири.
Опорный порт
Центральным звеном новой арктической транспортной системы станет морской порт Сабетта, строящийся с 2012 года на принципах государственно-частного партнерства возле одноименного поселка на северо-восточной оконечности полуострова Ямал. Изначально этот порт рассматривался как место перевалки на танкеры-газовозы сжиженного природного газа проекта «Ямал СПГ», первая очередь которого будет введена в эксплуатацию в 2017 году. Однако довольно скоро ямальским властям удалось убедить федеральный центр рассматривать этот порт как многопрофильный, куда могли бы заходить не только танкеры, но и сухогрузы со строительными материалами, военные корабли и даже пассажирские лайнеры. И именно в таком качестве Сабетта сейчас фигурирует в планах Минтранса. По словам главы этого ведомства Максима Соколова, новый российский морской порт будет рассчитан на ежегодную перевалку 32 млн тонн жидких углеводородов и 38 млн тонн сухих грузов.
Эти расчеты основываются на том, что Сабетта фактически будет играть роль опорного порта в центральной части Севморпути, поскольку на 10 тысяч километров этой морской дороги у России реально сейчас есть только два полноценных морских порта — Мурманск на крайнем западе, и Петропавловск-Камчатский на крайнем востоке. И при увеличении транзитного грузопотока по СМП иностранным судам хочешь не хочешь все равно придется заходить в Сабетту для проведения мелкого ремонта, заправки водой, топливом, продовольствием и оказания необходимой медицинской помощи.
Второе обстоятельство, которое будет влиять на объем грузопотока через Сабетту, еще более существенно. Фактически этот порт будет единственным российским арктическим портом к востоку от Мурманска, который будет соединен с единой сетью железных дорог России.
Связующая магистраль
Для того чтобы Сабетта сыграла роль полноценного опорного порта на Севморпути и мощной базы для освоения минерально-сырьевых богатств центральной части российского сектора Арктики, ее необходимо соединить с железной дорогой Обская—Бованенково, которую «Газпром» построил вдоль западного побережья полуострова Ямал для освоения Бованенковского месторождения. Эти 525 километров железнодорожных путей, проложенных в вечной мерзлоте, собственно, и дали возможность национальному газовому концерну начать разработку газовой «жемчужины» России. Но настоящими красками Сабетта заиграет тогда, когда железной дорогой будет соединена западная и восточная часть Ямало-Ненецкого автономного округа. «За каждый выход к морю, к транспортным артериям все государства всегда платили огромную цену. За доступ к морю через Крым Россия воевала столетиями. За выход в Балтику Петр Первый построил флот и разгромил шведов. Сегодня для прорыва из транспортной блокады континентального центра РФ и возрождения Северного морского пути достаточно построить два участка железной дороги: от Надыма до Обской, и от Бованенковского месторождения до Сабетты. В конечном итоге мы получим мощный экономический рывок. Для большинства регионов России. Для десятков отраслей промышленности. Для тысяч предприятий. Для миллионов россиян», — воодушевленно говорит губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин.
«Северный широтный ход» (так называется этот проект) вошел в транспортную стратегию России до 2030 года и федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010–2020 годы». Он предполагает строительство в центральной части округа 700 км железной дороги от станции Обская-2 Северной железной дороги (западная часть округа) через Надым до станции Коротчаево Свердловской железной дороги (восточная часть округа).
Реализация этого проекта, во-первых, существенно разгрузит движение по Транссибирской магистрали и Свердловской железной дороге, грузы по которой сейчас идут порой со скоростью пешехода. Во-вторых, «Северный широтный ход» ускорит реализацию проектов по добыче и переработке углеводородов на территории округа. В центральной части ЯНАО, например, хорошо разведаны, но не осваиваются из-за транспортной недоступности газоконденсатные месторождения Обь-Надымского междуречья с перспективными объемами добычи 28,5 млн тонн газового конденсата в год. А Новоуренгойский газохимический комбинат при существующей транспортной схеме просто не сможет вывезти за пределы округа тот объем продукции, на который он рассчитан. В третьих, «Северный широтный ход» даст возможность прямого выхода грузов с континентальной части России через порт Сабетта на Северный морской путь и далее — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По предварительным подсчетам, на перевалку в Сабетту по СШХ ежегодно будут поступать более 50 миллионов тонн жидких углеводородов Ямала, зерна Сибири, металла Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов Татарстана и Башкортостана.
Выгоды этого проекта очевидны. Поэтому его поддерживают практически все крупные грузоотправители и перевозчики: «РЖД», «Геотрансгаз», «Газпромтранс», корпорация «Роснефтегаз», Новоуренгойский газохимический комбинат, НОВАТЭК, уже сейчас гарантируя перенаправление на него минимум 23 млн тонн грузов в год. Тем более, что строительство «Северного широтного хода» уже фактически началось. В этом году будет введен в эксплуатацию один из двух стратегических мостов СШХ — через реку Надым, который с 2011 года строится на средства ЯНАО и Тюменской области. На средства окружного бюджета также построена уже почти половина круглогодичной автомобильной дороги с твердым покрытием между Надымом и Салехардом, которая прокладывается в одном транспортном коридоре с СШХ и по которой ежегодно будет перевозиться до 6 млн тонн грузов. Полностью проработана коммерческая часть строительства линейного отрезка новой железной дороги. Сейчас дело только за федеральным бюджетом, из которого должны быть выделены деньги на строительство самого круп-ного объекта «Северного широтного хода» — мостового перехода через реку Обь.
В гармонии с природой
Разработчики идеи «Северного широтного хода» убеждены в том, что, в связке с портом Сабетта, реализация этого проекта только на территории Уральского федерального округа создаст более 420 тыс. новых рабочих мест, в том числе более 63 тыс. — на территории самого Ямала. Так ли это, можно будет убедиться довольно скоро. Во всяком случае исторический опыт строительства автобанов в Германии, железных дорог в США, да и практика нашей страны говорят о том, что социально-экономический эффект от создания транспортных магистралей подобного масштаба намного превосходит вложенные в них средства.
Но вот в чем можно быть уверенным прямо сейчас, так это в том, что новые транспортные маршруты не ухудшат состояние окружающей среды на Ямале и положение коренного населения.
И железные, и автомобильные дороги на Ямале строят не так, как в более южных районах страны. На автомобильной дороге Салехард—Надым, например, через каждые несколько километров делается специальный переход для оленьих стад, откосы засеваются специальной травой, которая на дает грунту расползаться. Для каждого ручья предусмотрен отдельный отвод, чтобы не нарушить его привычное течение. А десятая часть сметной стоимости этого стратегического для округа автодорожного проекта прямо предназначена для восстановления окружающей среды — рекультивация песчаных карьеров и подходов к мостам, укрепление реч-ных берегов вблизи инженерных сооружений и компенсационный выпуск в водоемы молоди рыб.
Поэтому Ямал, как и 50 лет назад, вновь стоит на пороге качественно нового этапа развития. Тогда из далекой окраины, где по бескрайней тундре бродили только стада северных оленей и упрямые геологи, он быстро превратился в главный ресурсный центр страны. Сейчас у него есть шанс столь же стремительно стать главным транспортным узлом в центре российской части Арктики.
Северный широтный ход вместе с портом Сабетта станет основой транспортной инфраструктуры центральной части Российской Арктики
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Русский репортер | 11.09.2014 |