Александр Клим, консультант Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП). Железнодорожные администрации стран зачастую не могут договориться об уровне взаимных уступок в части тарифной политики в международном сообщении. К примеру, сквозная ставка для экспедиторов действует только в рамках китайского транзита, а в остальных перевозках она не работает. С точки зрения грузоотправителя, этот инструмент неэффективен, поскольку все попытки добиться сквозной ставки при перевозке из Казахстана в Европу не увенчались успехом.
Однако наметился колоссальный сдвиг во взаимопонимании грузоотправителей и администраций железных дорог. За последние 2 года ЕЭК, РЖД и КТЖ ("Казахстан темир жолы") идут на уступки грузоотправителям – удается достигнуть своих интересов, но не только соблюдением балансов между грузоотправителями и администрациями.
Очевидно, что меньшая цена перевозки для грузоотправителя – это выпадающий доход железнодорожной администрации. Но в то же время в руках грузоотправителей набор инструментов, позволяющих понизить тарифы. РЖД предлагают трехставочный тариф, групповые маршруты отправки и два вида начисления проездных платежей, каждый из которых предусматривает механизмы дифференциации. В КТЖ таких мер заметно меньше, но есть видимая заинтересованность администраций в увеличении грузопотока, стабильности и улучшении качества обслуживания клиентов.
В 2014 году при переходе с унифицированного тарифа КТЖ и РЖД добились применения понижающих коэффициентов (0,475) по казахстанскому углю, маршрутных отправок контейнерных поездов и трехставочных тарифов (применяется для перевозки контейнеров (груженых и порожних) в составе контейнерного поезда и рассчитывается для всего состава), что создало сопоставимые условия.
При этом существуют и проблемы: например, в некоторых направлениях даже такие меры не дали необходимого эффекта – эластичности. А именно возможности экспорта через российские порты Дальнего Востока. Но при подписании документов по ЕАЭС эти позиции учли и реализовали. Таким образом, в договоре появилась запись о применении внутренних тарифообразующих элементов при подобной перевозке.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 01.07.2015 |