23-01-14 / 2014
Новости отрасли
Прямая речь

Сергей Калетин, заместитель генерального директора по техническому развитию ОАО «ПГК», вице-президент НП «ОПЖТ»:

– Отмена изготовления боковой рамы по чертежу 100.00.020-4 к тележке 18-100 даст большой эффект. Хочу напомнить, что с 1 января 2014 года запрещено производство рам по этому чертежу. При этом вышеуказанные боковины производятся в данный момент только в Китае. Мы сегодня убедились в том, что запрет был сделан не просто из-за плохого качества у производителя, но и нужно признать, это была не та конструкция, с какой мы хотели бы работать.

Не так давно в рамках НП «ОПЖТ» были рассмотрены итоги испытаний, проводимых по принципиально новому методу. При проведении опытных испытаний под эгидой «ОПЖТ» выявлен ряд нагрузок, которые вообще не учитывались. При этом они до 3–4 раз превышают установленные нормативы в кривых участках пути. Мы убедились, что не все делалось для того, чтобы надлежащим образом проверить продукцию перед запуском ее в серийное производство и эксплуатацию. Хорошо, что выявили сейчас, плохо, что не раньше. Поэтому готовится новая методика проведения ходовых испытаний, где предусматривается восполнить недостатки предыдущих методик. Цель – боковая рама должна выдерживать прилагаемые к ней нагрузки. Считаю, что и новые ГОСТы дадут соответствующий результат в последующем.

Что касается низких температур, то мы уже выявили и изъяли большое количество некачественной и потенциально опасной продукции определенной плавки. Так, на сегодняшний день осталось очень мало литья, изготовленного в 2007 году «Уралвагонзаводом» – практически ее всю заменили. Еще есть продукция 2009 года, изготовленная ООО «Промтрактор-Промлит», но и она активно изымается. Практически заменило некачественную продукцию и ОАО «Алтайвагон». Хотелось бы, чтобы и с Кременчугским заводом работа велась более продуктивно, чтобы как можно больше заменить продукцию ОАО «Азовмаш». И хотя его литье изымается, но не в том объеме, в каком хотелось бы. Надеемся, что эти мероприятия позволят сократить количество изломов боковых рам. Думаю, что в течение двух ближайших лет мы заменим все потенциально опасные боковые рамы. Такая продукция должна изыматься по методике, которая разработана согласно мероприятиям, предложенным Аркадием Дворковичем.

Алексей Сухов, заведующий отделением «Транспортное материаловедение» ОАО «ВНИИЖТ»:

– По сути, у нас одна большая проблема, которая связана с появлением боковых рам «четвертой конструкции» и ее аналогами, выпускавшимися более пяти лет всеми заводами-изготовителями. И до тех пор, пока эта продукция не будет заменена в эксплуатации, мы будем иметь мину замедленного действия.

Что касается, собственно, качества литья, то проведенные ВНИИЖТом и другими институтами исследования изломавшихся боковых рам не показали, что литье с годами стало хуже. Качество стали неизменно повышается: снижается количество неметаллических включений, повышаются показатели вязкости, пластичности, прочности и др. При этом мы имеем рост изломов, то есть количество изломов и качество металла, в принципе, не коррелируют друг с другом. Это говорит о том, что первоочередные шаги по исправлению ситуации лежат в области конструктивных изменений и устранения слабых мест «четвертой рамы».

В особенно тяжелом положении оказались наши вагонники, ставшие заложниками этой ситуации и последним «барьером» на пути распространения трещин. Поэтому необходимо поддерживать все меры, направленные на скорейшее изъятие из эксплуатации генерации деталей 4-й конструкции и ее аналогов.

Необходимо отметить, что с 1 июля 2014 года вступает в силу новый стандарт на тележечное литье – ГОСТ 32400-2013, по которому будут работать все изготовители. Введение этого ГОСТа станет серьезным подспорьем для повышения качества литья и сокращения недопонимания между потребителем и изготовителем.

Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является разработка новой методики испытаний боковых рам. К сожалению, существующая методическая база не позволила увидеть разницу между «старой» двутавровой и «новой» коробчатой конструкцией, которая появилась в документации в конце 1997 года, а массово выпускаться и ломаться стала уже в новом веке. Над созданием такого инструментария сейчас работает ряд специалистов по заказу НП «ОПЖТ».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.01.2014Прямая речь