06-03-12 / 2012
Новости отрасли
Прямая ответственность грузополучателя поможет изменить ситуацию с простоями вагонов

Павел Макарьевский, начальник отдела грузовой работы Иркутского филиала ОАО «Первая грузовая компания»

В границах Иркутского филиала на станциях Восточно-Сибирской и Забайкальской дорог ежемесячно выгружается до 15 тыс. вагонов, находящихся в собственности Первой грузовой компании. Это немало - около 17% от всех выгружаемых вагонов на двух магистралях. Но если в целом показатели простоев вагонов под грузовыми операциями выполняются, то в отдельных случаях имеются крайне негативные факты использования наших вагонов.

Так, на станции Багульная Восточно-Сибирской у получателя ОАО «РУСАЛ БРАЗ» за ноябрь, декабрь и январь сверх нормы простаивали 493 вагона ПГК, в том числе 128 минераловозов под выгрузкой с максимальным простоем 47 суток и 357 полувагонов с максимальным простоем 32 суток.

Можно привести и другие примеры, когда клиенты превращают наши вагоны в свои склады на колёсах. Это приводит к необоснованным потерям компании, создаёт трудности в обеспечении грузоотправителей подвижным составом.

При этом нас всегда призывают войти в положение грузополучателей, у которых то ёмкостей складов не хватает, то людских ресурсов или средств механизации. Но и нам работать себе в убыток не с руки. Если не хватает возможностей, то нужно наращивать мощности по приёму и переработке собственного груза.

Безусловно, грузополучатель не всегда виноват в простое под выгрузкой, не всё тут зависит от него. По технологическим причинам, например, некоторые станции выгрузки обрабатываются маневровым локомотивом не ежесуточно, а два-три раза в неделю. В этой ситуации выгруженный вагон простаивает в ожидании уборки, а автоматизированные системы продолжают учитывать его под выгрузкой. А после начисления штрафов начинается изматывающая переписка клиента ОАО «ПГК», которая требует дополнительных трудозатрат. В сложившейся ситуации грузополучателям и грузоотправителям желательно было бы совместно с перевозчиком определить порядок фиксирования конечной операции по факту её окончания.

Мы считаем необходимым решить вопрос предъявления к грузополучателям штрафных санкций за простой вагонов под выгрузкой по её факту. Как представляется, этот пункт нужно оговаривать перед заключением договоров. Прямая финансовая ответственность грузополучателя за простой вагонов под выгрузкой заставит его быстрее освобождать вагоны. Платить должен тот, кто виноват в причинах простоя. Эту практику мы уже начинаем вводить, но если бы подобная схема работала повсеместно, то и проблем с простоями было бы меньше.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.03.12Платит тот, кто виноват