08-12-20 / 2020
Новости отрасли
Проверка на прочность: Япония выводит Транссиб на мировые рельсы

Транссиб интересен японской экономике, заметил в комментарии ФБА "Экономика сегодня" ведущий научный сотрудник Центра исследования Японии Института Дальнего Востока РАН Олег Казаков.

Транссиб интересен Японии

Японская транспортно-логистическая компания Hankyu Hansin Express с 14 января 2021 года начнет использовать Транссиб для доставки грузов из Японии в ЕС. Для этого будет использоваться паромный переход из порта Тояма во Владивосток.

Грузы планируют отправлять раз в две недели - за один переход планируется поставлять 20 кубов полезной нагрузки в виде автомобильных запчастей и промышленного оборудования японского производства.

Японцы воспользовались российским вариантом из-за его быстроты по сравнению с традиционным морским маршрутом. Через Транссиб груз можно доставить за 20-27 дней, а судном через Индийский океан - за 57-62 дня.

Россия воспринимает транзитные перевозки с Дальнего Востока в ЕС как один из драйверов развития восточных регионов. Для этого Москва каждый год проводит Дальневосточный экономический форум и вкладывается в многочисленные проекты.

Путь через Индийский океан значительно дольше, чем через Транссиб

Одним из них является Северный морской путь, позиционирующийся как морской вариант Транссиба, однако планы по нему были пересмотрены. В дело вмешались инфраструктурные и экономические ограничения.

Транссиб является традиционным маршрутом из Японии в Европу, причем несколько десятилетий назад он активно использовался.

В восьмидесятые годы 20% грузов по линии Япония - Европа шли через железные дороги СССР. Это колоссальное число - тогда в мире не было Китая, как производственной державы номер один, а Япония активно теснила США на мировом рынке.

Темпы роста японской экономики были настолько большие, что аналитики проводили расчеты, а что будет после того, как японцы перегонят США по ВВП, но этого не случилось - в девяностые годы Япония угодила в долговременную стагнацию.

До 1991 года транзит грузов через СССР японцам обходился дешевле морских и авиационных доставок, но затем этот вариант сошел на нет из-за деградации железнодорожного транспорта РФ - объемы транзита сократились в 40 раз.

России нужно развивать Транссиб

Президент РФ Владимир Путин несколько лет назад ставил задачу по четырехкратному увеличению контейнерных перевозок через российские железные дороги - данного рубежа пока достигнуть не удалось, но рост существенен.

Задача российского лидера носит амбициозный характер и предполагает рост перевозок опережающими мировую экономику темпами. Если взять Транссиб, то ставка делается на повышение сервисов, развитие инфраструктуры и объективные географические преимущества. Через Индийский океан груз идет из Китая как минимум 35 дней, а через Транссиб - не более 14-16 дней.

Китай является главным клиентом РЖД, а чтобы получить японский рынок, необходимо дальше развивать Транссиб.

Главные потенциальные партнеры РФ - Китай, Япония и Южная Корея, особенно если удастся договориться с КНДР о транспортном коридоре. В случае с Японией также не все просто - у Токио существуют ограничения по РФ.

Японии нужен надежный транзитный маршрут

"Интерес Японии к Транссибу был всегда и, видимо, будет. Японская политика опирается на диверсификацию транспортировки грузов, аналогично с диверсификацией путей закупки сырья", - констатирует Казаков.

Японская сторона участвует в сахалинских проектах "Газпрома", но обладает ограничениями в 10% от суммарного объема потребления на закупку газа в России. Аналогичная политика проводится Токио по другим направлениям.

У Токио есть внешнеэкономические ограничения

"Перед нами логика японской политики, которая может быть реализована в РФ, учитывая геополитическое положение нашей страны. Об этом в Москве регулярно говорят, но пока мы не научились полностью этим пользоваться", - заключает Казаков.

Транссиб обладает потенциалом по превращению в глобальный транспортный проект, которым будут пользоваться разные страны для перевозки грузов с Востока на Запад. Россия также хочет включить его в китайское начинание "Шелковый путь".

"Решение Hankyu Hansin Express показывает, что японская компания испытывает вариант с Транссибом на прочность. Перед нами чисто японский подход, когда берется определенное направление, анализируется, а затем там проводятся прикладные испытания на предмет полномасштабного использования в будущем", - резюмирует Казаков.

Японцы заинтересованы в Транссибе, но не уверены в его надежности как регулярного логистического маршрута.

"Японская сторона обкатывает Транссиб в выгодном для себя формате. Вопросы заключаются в скорости и качестве доставки грузов. Если итоги испытаний продемонстрируют состоятельность маршрута, то японцы продолжат его использовать", - констатирует Казаков.

России необходимо развивать Транссиб

Транссиб конкурирует на Дальнем Востоке с мегапроектами Китая и, как отмечает эксперт, будет любопытно посмотреть на то, сможет ли Россия предоставить предложение, превосходящее другие маршруты по коммерческой привлекательности.

"Данный проект важен России, которая должна уделить особое внимание Транссибу. Необходимо обновлять инфраструктуру, чтобы получить экономическую выгоду от геополитического положения нашей страны", - констатирует Казаков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПортНьюс08.12.2020