02-06-15 / 2015
Новости отрасли
Проверка на прочность выдержана

Отрасль достаточно уверенно проходит сложный период. И хотя потерь в оценках грузоотправителей избежать не удалось, они были некритичными. 

Более чем за три года реализации проекта «Индекс качества» накопился существенный объём информации. Проект показал свою жизнеспособность и объективность как в условиях экономического роста, так и в кризисный период. Полученные данные позволяют выявить общую тенденцию изменения обобщённого Индекса качества в течение года: некоторый рост в первые несколько месяцев, после которого летом-осенью фиксируется спад. Такая динамика вполне логична, ведь в период пика спроса удержать качество на высоком уровне по объективным причинам достаточно сложно. Вслед за спадом к концу года вновь начинается рост.

Из этой парадигмы, как и из любого правила, конечно же, бывают исключения, но общая закономерность именно такова. При этом, что очень важно, если сгладить колебания, то общая тенденция на протяжении всего времени исследования является положительной. Обобщённый Индекс качества вырос с исходных 53 баллов по итогам 2011 года почти в полтора раза, очевидно обгоняя динамику объёмов перевозок, а зачастую меняясь с ней разнонаправленно. 

Анализ динамики Индекса качества с начала текущего года позволяет сделать вывод о том, что отрасль, хоть и не без потерь, прошла испытание кризисом. Конечно, клиенты железных дорог болезненно реагировали на изменение уровня тарифов. Однако стоит отметить, что на других видах транспорта также отмечено удорожание перевозки. Причём зачастую оно было более серьёзным, чем на железных дорогах. Например, в автопарке преобладают транспортные средства иностранного производства, а значит, стоимость запасных частей и ремонта растёт с увеличением курсов иностранных валют. 

Однако в текущей ситуации важно, что даже с учётом снижения уровня удовлетворённости грузовладельцев по вопросу стоимости услуг какого-либо серьёзного обвала обобщённого Индекса качества не произошло. 

В то же время в кризисных условиях вновь напомнили о себе «болевые точки» прошлых лет: уменьшились оценки по таким показателям, как «подача вагонов по графику», «нормативные сроки доставки по сравнению с желаемыми», и др. По логике вещей в настоящее время эти показатели, казалось бы, наоборот, должны улучшаться из-за сокращения спроса и высвобождения перевозочных ресурсов. В связи с этим можно предположить, что снижение потребительских оценок по данным показателям является отражением общего негативного настроя клиентов. Так, погрузка в марте 2015 года была меньше погрузки в аналогичном периоде 2014-го на 1,3%, то есть говорить о реальном обострении проблемы дефицита инфраструктуры и роста числа «узких мест» (следствием чего стало бы и обострение проблем со своевременной подачей вагонов и согласованием заявок) не приходится. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.06.2015