10-08-20 / 2020
Новости отрасли
Протекционизм под запретом

Европейский союз может лишить Украину финансирования в случае принятия закона о локализации производства В конце июля Верховная рада Украины приняла в первом чтении законопроект по внесению изменений в закон "О публичных закупках". Он предполагает легализовать в стране требование по локализации производства железнодорожных локомотивов и вагонов на Украине на уровне 25–35%. Европейский союз пригрозил лишить в этом случае украинские проекты финансовой поддержки. Законопроект противоречит соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

Как сообщается в письме посла Евросоюза на Украине Матти Маасикаса премьер-министру Украины Денису Шмыгалю и председателю Верховной рады Дмитрию Разумкову, принятие закона о локализации производства на Украине станет существенным нарушением основ равного отношения и отсутствия дискриминации, заложенных в соглашении об ассоциации.

"Это не только подрывает основополагающие принципы равного отношения и отсутствия дискриминации, но и, учитывая степень локализации, предлагаемую законопроектом, де-факто лишает зарубежных производителей возможности участвовать в закупках", – отмечается в письме Матти Маасикаса.

Кроме того, по его словам, законопроектом предусматривается введение такого же уровня локализации при закупках, финансируемых из фондов ЕС.

"Мы хотели бы подчеркнуть, что эти требования могут оказать негативное влияние на будущую деятельность таких институтов на Украине и на соответствующую поддержку со стороны Евросоюза", – сообщил Матти Маасикас.

С позицией Евросоюза согласился премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. По его словам, преференции для украинских производителей нужны, но не за счет нарушения международных обязательств.

"Нельзя допускать жесткой локализации, которая бы привела к дискриминации компаний только потому, что у них нет украинской составляющей. В нынешней редакции проект закона не соответствует некоторым параметрам соглашения об ассоциации, поэтому правительство будет настаивать на корректировке редакции совместно с депутатами", – рассказал Денис Шмыгаль.

По его словам, позиция правительства заключается в том, что речь должна идти не о жесткой локализации, а лишь об использовании неценовых критериев в размере 30% при проведении государственных закупок. Такие критерии будут давать преференции для товаров, имеющих составляющую украинского производства.

Напомним, в конце июня Верховная рада Украины зарегистрировала законопроект (в конце июля принят Верховной радой в первом чтении) по внесению изменений в закон "О публичных закупках", с помощью которых планируется создать предпосылки для устойчивого развития и модернизации украинской промышленности. Изменения предполагают требование по локализации производства машиностроительной продукции на Украине на уровне 25–40% на начальном этапе.

Согласно законопроекту, требование локализации распространяется на четыре подотрасли машиностроения: железнодорожный транспорт, городской пассажирский транспорт, коммунальную и специализированную технику, а также энергетическое машиностроение.

Степень локализации производства железнодорожных локомотивов в 2021 году, согласно законопроекту, составит 30%, а к 2024-му – 45%. Уровень локализации грузовых и пассажирских вагонов, а также транспортных средств для ремонта железных дорог в 2021 году составит 35%, а к 2024-му – 50%.

Раскритиковала законопроект и Transparency International (TI, неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией). В заявлении TI отмечается, что данный проект противоречит не только соглашению об ассоциации с Евросоюзом, но и действующему украинскому законодательству. "Принятие предложенного постановления будет превышением полномочий правительства, ведь такие пункты, как "локализация производства", "субъект хозяйствования сферы машиностроения" и "техника машиностроения", отсутствуют в законе "О публичных закупках", который должен регулировать все изменения в данной сфере", – отмечается в заявлении организации.

Кроме того, в TI считают, что внедрение локализации негативно скажется на конкуренции и приведет к удорожанию закупок. "Если в ходе конкурса будет предлагаться иностранный товар, который будет дешевле украинского, то победителем все равно станет продукт с национальной локализацией. Переплата будет достигать 30%, а вопрос качества отойдет на второй план", – говорится в заявлении Transparency International.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152010.08.2020