21-10-17 / 2017
Новости отрасли
Протекционизм по закону

Партнер РФ по Таможенному союзу обостряет конкуренцию в области железнодорожного машиностроения.

Железнодорожная администрация Казахстана АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) подготовила изменения в закон "О железнодорожном транспорте", направленные на поддержку экспорта продукции железнодорожного машиностроения. Такие меры, по замыслу авторов поправок, будут способствовать устойчивому росту экономики республики.

Соответствующее предложение направлено в курирующее ведомство – Министерство по инвестициям и развитию (МИР) Казахстана. Над предложением работала, в частности, "дочка" КТЖ – АО "Ремлокомотив". Эта компания управляет долями КТЖ в таких совместных предприятиях, как, к примеру, ТОО "Электровоз курастыру зауыты" (50% принадлежат французскому концерну Alstom, по 25% у КТЖ и ПАО "Трансмашхолдинг") и ТОО "Тулпар-Тальго" (по 50% у "Ремлокомотива" и испанской компании Patentes Talgo S.L.).

Как сообщили в "Ремлокомотиве", в частности, предлагается введение субсидий для компаний, продающих железнодорожную технику зарубежным партнерам. Возможные размеры субсидий и объем программы господдержки остаются предметом для обсуждения.

В свою очередь, президент компании Талгат Лесов сообщил, что в настоящее время на экспорт поставлено казахстанской железнодорожной продукции на сумму более $100 млн.

"Экспортный потенциал до 2020 года оценивается более чем в $3 млрд. География рынка сбыта охватывает порядка 18 стран Евразийского континента. В этой ситуации хорошим подспорьем стало бы предоставление со стороны правительства РК финансовых преференций при экспорте продукции отечественных предприятий железнодорожного машиностроения. С учетом большого потенциала развития отрасли железнодорожного машиностроения все эти меры позволят повысить ее конкурентоспособность, освоить новые рынки сбыта, увеличить загрузку предприятий дополнительными объемами и сохранить рабочие места, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому росту экономики Казахстана", – подчеркнул Талгат Лесов.

Он также отметил, что в Казахстане уже сформирован полноценный кластер железнодорожного машиностроения, объединяющий более 200 предприятий малого и среднего бизнеса по производству продукции, комплектующих, материалов и запасных частей. По его словам, конкурентоспособными на внешних рынках могут быть грузовые и пассажирские тепловозы и электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, материалы верхнего строения пути.

"К примеру, в минувшем году ТОО "Тульпар-Тальго" выпустило 116 пассажирских вагонов с широким кузовом для более комфортных условий для пассажиров. Также освоено производство инновационного грузового подвижного состава, пассажирских тепловозов и электровозов и термоупрочненных рельсов длиной до 120 м для скоростного движения до 200 км/ч. Все это может заинтересовать наших зарубежных партнеров. А господдержка еще больше повысит конкурентоспособность отечественной продукции", – резюмировал президент "Ремлокомотива".

В инвестиционном ведомстве отметили, что предложение железнодорожников в настоящее время находится на рассмотрении. Впрочем, стоит отметить, что в этой области у КТЖ и курирующего министерства налажен хороший контакт, есть положительный опыт проведения решений. В частности, по инициативе железнодорожной компании МИР своим приказом внесло изменения в Правила субсидирования ставок вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение пассажирских и грузовых вагонов. Тогда пороговый уровень субсидирования ставки вознаграждения удалось снизить с 8% до 5%.

По мнению вице-президента НП "Объединение производителей железнодорожной техники" Владимира Матюшина, в Казахстане хорошо делают электровозы, тепловозы и пассажирские вагоны.

"Соответствующие предприятия созданы в партнерстве с Alstom, General Electric и Talgo соответственно. Тепловозы, надо сказать, имеют просто превосходные характеристики. Эти предприятия достаточно небольшие, с небольшими мощностями. Однако теперь, когда потребности внутреннего рынка закрыты, им волей-неволей необходимо пробиваться на зарубежные рынки. На российском рынке, конечно, весьма высокая конкуренция среди местных производителей, так что здесь успех казахстанских коллег маловероятен. А вот на рынках третьих стран, главным образом наших общих соседей по "пространству 1520", казахстанские производители могут навязать нам серьезную конкуренцию. Так что нашим компаниям надо готовиться к серьезной борьбе за клиентов на внешних рынках", – считает Владимир Матюшин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.10.2017