21-08-20 / 2020
Новости отрасли
Простой как уголь

Новые требования китайских властей вызвали скопление вагонов на границе

Российские угольщики, ОАО РЖД и чиновники жалуются на проблемы с экспортом угля через погранпереходы с Китаем: власти страны снизили объем импорта российского угля по железной дороге в 2020 году на 14%. По данным ОАО РЖД, сейчас КНР принимает уголь в объеме половины нормы из-за новых таможенных требований к качеству. Российские угольщики считают, что Китай таким образом пытается поддержать собственных производителей. Аналитики подтверждают, что реальных предпосылок к сокращению импорта угля в Китай нет: спрос в стране восстановился. Российская сторона намерена вынести вопрос на межгосударственный уровень.

Угольные компании отмечают проблемы с прохождением груза через погранпереходы с Китаем. Как сообщалось в материалах к заседанию рабочих групп Госсовета по направлениям "Энергетика" и "Транспорт" 14 августа, в мае объемы были снижены более чем наполовину. "Простаивают ежедневно 29 поездов с углем, не принимаемых КНР,- сообщается в документах.- Китайской стороной объемы принимаемого угля на 2020 год снижены по сравнению с прошлым годом на 14%". Проблема требует скорейшего решения на межгосударственном уровне, отмечалось в материалах.

О проблеме стало известно еще в начале года, когда КНР резко сократила объемы принимаемого через погранпереходы угля. Тогда за декабрь-январь только в направлении погранперехода Гродеково вводились конвенционные ограничения на 29 дней, что стоило ОАО РЖД более 500 тыс. тонн недопоставленного топлива и объяснялось в том числе общим снижением интереса к импорту российского угля (см. "Ъ" от 31 января). По итогам семи месяцев экспорт угля через погранпереходы на Восточном направлении снизился на 10,7%, до 4,9 млн тонн, следует из материалов ОАО РЖД.

Как пояснили "Ъ" в ОАО РЖД, проблема сохраняется: из-за ограничений приема со стороны КНР на подходах к приграничным станциям простаивает большое количество вагонов с углем. Из-за скопления поездов ОАО РЖД было вынуждено ввести конвенционный запрет на погрузку угля в направлении станции Камышовая с 11 по 20 августа. "Прием грузов китайской стороной проводится на уровне порядка 50% от нормативных параметров",- констатируют в монополии.

По информации ОАО РЖД, полученной от китайских коллег, проблема связана с новыми требованиями таможенных органов КНР к качеству угля.

"В связи с этим на приграничных станциях китайской стороной проводится отбраковка отдельных вагонов с углем по качеству продукции,- поясняют в монополии.- Это нарушает технологию передачи грузовых поездов, увеличивая время на их прием китайской стороной". ОАО РЖД, поясняют там, находится в постоянном контакте с китайскими партнерами. С целью разрешения сложившейся ситуации компанией инициированы обращения в Минтранс, Минэнерго и МИД по выработке совместных решений на межгосударственном уровне. В Минтрансе заявили, что вопрос снижения объемов перевозки планируется обсудить с китайской стороной в рамках Межправкомисии. В Минэнерго, секретариатах курирующего энергетику вице-премьера Юрия Борисова и первого вице-премьера Андрея Белоусова, курирующего транспорт и возглавляющего межправкомиссию Россия-Китай, "Ъ" этот вопрос не прокомментировали.

Российские угольщики считают, что ограничения - это следствие политики властей КНР по поддержке своих производителей. "Пропускная способность пограничных переходов с КНР - достаточная, а снижение пропуска угля через погранпереходы с Китаем связано с искусственным ограничением со стороны китайского правительства для поддержки местных производителей угля,- говорит председатель совета директоров "Колмара" Анна Цивилева.- Мы надеемся на скорое решение данной проблемы, но пока реальных сдвигов в положительную сторону не наблюдается". Источник "Ъ" на металлургическом рынке добавляет, что заводы в Китае сократили закупку угля из-за импортных квот. "Большая часть объемов импорта, который разрешен в соответствии с квотами, уже ввезена или проходит таможенные процедуры",- отмечает он.

Максим Худалов из АКРА отмечает, что удельный вес экспорта угля через погранпереходы в Китай относительно морского экспорта невелик, поскольку он обходится дороже. Он подчеркивает, что глобального снижения спроса на российский уголь в Китае не отмечается: до мая такое снижение действительно наблюдалось в связи с карантинным фактором, однако с мая спрос как на уголь, так и на руду восстановился, а по руде даже образовался дефицит. Нет признаков и какой-либо предвзятости Китая к российскому импорту, подобной той, что наблюдалась в 2019 году в отношениях КНР с Австралией, когда импорту австралийского угля чинились явные препятствия. По его мнению, у снижения импорта через погранпереходы три причины: эпидемиологическая ситуация, экологические ограничения, которые вводятся Китаем каждую зиму, а также несоответствие российского подвижного состава и угля китайским нормативам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ21.08.2020