15-05-13 / 2013
Новости отрасли
Прошло заседание совета главных конструкторов объединения производителей ж/д техники посвященное повышению надежности литья

В Москве прошло заседание совета главных конструкторов объединения производителей железнодорожной техники, основной темой которого стало повышение надежности и долговечности литых элементов тележек грузовых вагонов с целью сокращения их изломов. Эта проблема известна давно, разрушение тележки вагона во время движения поезда является причиной серьезных аварий на железных дорогах, следствием которых становятся сходы с рельс и крушения подвижных составов.

В заседании приняли участие представители крупнейших российских и зарубежных компаний, таких как РЖД, вагоноремонтные предприятия ВРК-1, ВРК-2 и ВРК-3, Первая грузовая компания, Федеральная грузовая компания, Брянский машиностроительный завод, Уралвагонзавод, Бежицкий сталелитейный завод, Русская корпорация транспортного машиностроения, Концерн "Тракторные заводы", Крюковский вагоностроительный завод и многие другие организации, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава.

В ходе заседания старший вице-президент РЖД, президент НП "ОПЖТ" В. Гапанович особо отметил необходимость совершенствования нормативной базы как одного из элементов последовательного решения проблемы изломов боковин тележек вагонов. "Я бы обратил внимание акционеров предприятий на крайне важный элемент - развитие института главных конструкторов и главных технологов. Должна быть воссоздана школа конструиро- вания - это первое. Для того чтобы она была восстановлена, необходимо уделить самое пристальное внимание второму важнейшему направлению - разработке нормативной базы", - отметил он.

Впервые за многие годы в рамках некоммерческого партнерства провели ряд испытаний литых элементов тележек грузовых вагонов - в ходе опытной поездки до Находки была рассчитана новая схема нагружения тележек. Важно отметить, что ранее подобных исследований никто не проводил.

В. Гапанович также подчеркнул, что следующим важным шагом должно стать плотное взаимодействие и интеграция в единый комплекс разработчиков конструкторской документации, производителей и эксплуатантов железнодорожной техники в плане как инфраструктуры, так и ремонтных работ.

Участники ознакомились с данными по выявленным трещинам и изломам литых элементов тележек грузовых вагонов за 2012 г. и два месяца 2013 г. По словам начальника Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры РЖД С. Гончарова, всего с 2006 по 2013 г. было обнаружено 129 изломов.

При этом в январе и феврале текущего года выявлено 24 случая изломов, что сопоставимо с данными 2012 г. Из-за неисправности боковых рам тележек за два месяца отцеплено 6,6 тыс. вагонов - на 7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Анализ же изломов литых деталей показал, что наиболее подвержены разрушениям детали со сроком эксплуатации от двух до пяти лет, что говорит о резком снижении их качества в последнее время.

В 2012 г. на пунктах техосмотра РЖД выявлено более 11 тыс. боковых рам тележек с трещинами и литейными дефектами, а по железнодорожным администрациям стран СНГ - более 33 тыс.

Для сравнения: вице-президент по промышленным связям Amsted Rail (США)

Амин Патрик Терренс (Patrick T. Ameen) рассказал, что в США срок службы грузовых вагонов в среднем составляет 50 лет. Иногда после детальной инспекции его могут продлить до 65 лет, при этом количество изломов в год на американских железных дорогах не превышает 1-2 случаев при общем парке вагонов 1,5 млн единиц.

Представители Уралвагонзавода, ХК "СДСМАШ", Бежицкого сталелитейного завода, Концерна "Тракторные заводы" и Головного специализированного конструкторского бюро вагоностроения им. В.М. Бубнова рассказали о совершенствовании конструкции рам и балок для тележек грузоподъемностью 23,5 т, о необходимости обеспечения хладостойкости сталей для отливок грузовых вагонов, о разработке ремонтной и эксплуатационной документации деталей на выпускаемую продукцию в соответствии с ГОСТами, о внесении во все виды конструкторской документации конкретных параметров дефектов и критериев их оценки. Также были рассмотрены предложения и рекомендации НИИ и вузов по сокращению числа изломов боковых рам грузовых вагонов.

Участники совета сошлись во мнении, что необходимо срочно усилить контроль качества литых элементов тележек грузовых вагонов на вагоностроительных и литейных заводах, и отметили, что при разработке нормативных документов по расчету и проектированию грузовых вагонов и их элементов следует использовать опыт американских железных дорог и применяемые на них стандарты. Сегодня главные конструкторы вагоностроительных предприятий уже ведут серьезную работу по совершенствованию конструкций и повышению ресурса элементов подвижного состава, но она недостаточно эффективна из-за общей разбалансированности данной области машиностроения.

"На совещании заслушаны конкретные конструктивные предложения.

Все заводы-производители согласились, что необходимо переходить на усиленную конструкцию боковых рам, которая обеспечит надежную работу, ресурс на принятый срок службы и обеспечит безаварийную работу тележек грузовых вагонов", - сказал В. Коссов, председатель совета главных конструкторов НП "ОПЖТ" и генеральный директор ОАО "ВНИКТИ".

Главные конструкторы согласились пересчитать ресурс спроектированных ими рамс учетом новых данных по зарегистрированным силам, полученных в ходе опытной поездки. Этот вопрос будет обсуждаться, в частности, на следующем заседании совета главных конструкторов НП "ОПЖТ". В. Гапанович акцентировал внимание на том, что подобного рода советы конструкторов, производителей, эксплуатантов и ремонтников подвижного состава должны стать системными и ежеквартальными.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Металлоснабжение и сбыт25.05.13Проблемное литье