27-05-13 / 2013
Новости отрасли
Прошло обсуждение последних изменений тарифного регулирования и их применения на практике

Обращаясь к ОАО «РЖД» за исключительным тарифом, следует учитывать его экономическую эффективность для перевозчика

Участники делового семинара «Тарифное регулирование на железнодорожном транспорте: последние изменения и практические вопросы их применения», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнёр» при поддержке ОАО «РЖД», узнали, что Прейскурант 10-01 ожидают очередные изменения, о готовящейся модели долгосрочного тарифообразования, а также о том, что вопросами гибкой тарифной политики в ОАО «РЖД» займётся новый департамент.

Начальник управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам Владимир Варгунин пояснил, что основной документ, на котором базируется реформирование сложившейся системы тарифообразования, - план реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. Часть задач закреплена за ФСТ. Их условно можно поделить на две группы.

Первая связана с обязательствами страны в рамках соглашения о Едином экономическом пространстве и ее вступления во Всемирную торговую организацию.

"Ранее ФСТ устанавливала исключительные тарифы, исходя из экономической целесообразности, - отметил Владимир Варгунин. - Новая система предполагает, что хозяйствующий субъект наделяется правом устанавливать тарифы в рамках ценового предела по правилам и методике, которые определены ФСТ. Эта работа нами выполнена, и мы видим первые решения ОАО "РЖД".

Второй блок, по словам представителя ФСТ, связан с реализацией структурной реформы ОАО "РЖД".

"Нам была поставлена задача исходя из того, что на сети появятся независимые локальные перевозчики. Соответственно, потребуется их тарификация. Поэтому мы разработали раздел 4 в рамках Прейскуранта 10-01, касающийся формирования цены на услуги инфраструктуры. Сейчас идет дискуссия по поводу локальных перевозчиков. Но так или иначе с точки зрения тарификации эта задача нами выполнена", - сказал Владимир Варгунин.

По его словам, в результате совместной работы ФСТ, Минтранса, ОАО "РЖД" и ВНИИЖТа определены тарифные схемы для нескольких моделей инновационного грузового подвижного состава.

"Сейчас рассматривается еще один большой блок задач - тарификация железных дорог на долгосрочную перспективу, - добавил господин Варгунин. - Наше видение его финансовой модели мы уже направили в правительство. Основная цель "глубокой" тарификации в том, что она позволит ОАО "РЖД" привлекать инвестиционные ресурсы".

Начальник департамента тарифной политики и перевозочных видов деятельности ОАО "РЖД" Галина Зимовская подчеркнула, что все эти решения приняты с учетом мнения компании.

"Хочу отметить вопросы внесения изменений в Прейскурант 10-01 длительно действующих исключительных тарифов, - сказала она. - Исключительный тариф действует для определенных условий. И когда мы вносим его в прейскурант, меняется сфера его применения и расширяется круг его действий. Поэтому, когда принимались эти решения, главной задачей было сохранение доходов ОАО "РЖД".

Учитывая "географию перевозок", исключительные тарифы, по словам Галины Зимовской, касались в основном дальних маршрутов. А все прогнозы и практика показывают, что дальность перевозок растет.

"А это значит, что внесение исключительных тарифов в прейскурант несет дополнительные риски в финансовый результат ОАО "РЖД". И нужно понимать, что за счет того, что будет меняться структура перевозок, потребности в индексировании тарифов могут быть больше", - добавила она.

Компания уже начала получать от различных предприятий запросы на установление понижающих коэффициентов. При этом, как правило, все они представлены без обоснования, а с "голой" просьбой - установить максимальный понижающий коэффициент (12,8%).

"Самый главный принцип проведения гибкой тарифной политики - это экономическая эффективность ОАО "РЖД". Поэтому, если будете готовить какие-то предложения по установлению коридорных тарифов, нужно обращать на это внимание", - сказала она участникам семинара. Вопросами гибкой тарифной политики в ОАО "РЖД" в скором времени будет заниматься новый департамент - управления транспортно-логистическим бизнес-блоком. Уже принято соответствующее решение, сейчас идет процесс формирования этой структуры.

Также просто необходимо, по ее словам, в ближайшее время внести изменения в пункт 2.17 прейскуранта, который действует с 1998 года и все это время "вызывает неоднозначные толкования".

"При построении тарифов пункта 2.17 и раздела 4 использовалась разная методология. И для разных условий перевозки применяются разные тарифы. И уровень их иногда непонятен, - подчеркнула Галина Зимовская. - То есть услуги за инфраструктуру 4-го раздела зачастую выше тарифа пункта 2.17, где перевозчиком выступает ОАО "РЖД" и ответственность за все перевозки лежит на нем. Мы с ВНИИЖТом подготовили предложения по внесению изменений в прейскурант, в ближайшие дни направим в ФСТ. Считаем, что эти изменения снимут многие вопросы по взаимоотношениям собственников поездных формирований и ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.05.13Больше аргументов