05-03-14 / 2014
Новости отрасли
Прощайте, цистерны?

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта запретила допускать на пути общего пользования цистерны с грузами, не входящими в перечень, определенный техническими условиями завода-изготовителя. Цель данного решения одна: предупреждение транспортных происшествий, а вот мнений участников рынка о возможных результатах его реализации - несколько.

Безусловно, у Ространснадзора были основания для подобного запрета. Действия специалистов в случае аварии на сети в значительной степени зависят от вида груза. Методы и тактику предупреждения разлива, испарения или тушения содержимого цистерны определяют в том числе с помощью аварийной карточки, размещенной на ней. Несоответствие указанных в ней данных фактическому содержанию может привести к неправильным действиям по ликвидации аварии и возникновению дополнительной опасности. Следующий фактор - наливные грузы имеют различную вязкость, а следовательно, их динамические свойства при транспортировке тоже неодинаковы. Конструкцией вагона заложена определенная нагрузка на емкость, крепления, тележки при перевозке отдельных грузов, и несоответствие груза в цистерне разрешенному может в некоторых случаях ухудшить устойчивость подвижного состава. Однако только ли это несоответствие становится причиной аварий на практике? Как мы помним, 2013 год печально прославился рекордным количеством изломов боковых рам тележек вагонов, а в числе виновников крушений в 2014-м упоминался, помимо прочего, и человеческий фактор.

Прежний порядок сертификации специализированных вагонов не предусматривал регламентации номенклатуры грузов и конкретного утверждения их перечня. Более того, когда-то грузоотправители работали, ориентируясь на один документ, определяющий правила перевозок грузов наливом в вагонах-цистернах. Сегодня количество документации значительно увеличилось. В соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) каждой цистерне присваивается код, по которому можно определить, какой вид груза в ней следует перевозить. Соответственно, требуется, чтобы каждый груз был внесен в технические условия (ТУ) на вагон-цистерну заводом-изготовителем. А между тем химических продуктов огромное количество - номенклатура содержит более 1 тыс. позиций.

Такая жесткая регламентация, конечно же, не может не усложнять порядок работы и не сказываться на сроках доставки грузов, ведь все из них должны быть внесены в ТУ заводами-изготовителями, а при появлении новых грузов процедура будет повторяться. Станут ли от этого перевозки безопаснее? "Я бы так не сказал, - комментирует генеральный директор ОАО "НВЦ "Вагоны" Юрий Бороненко. - Ответственность здесь просто перекладывается на изготовителя. На мой взгляд, эту работу должны выполнять эксперты, а не администрации предприятий через бюрократические процедуры". Поэтому, по мнению эксперта, меры, предпринятые Ространснадзором, не только окажут существенное влияние на сегмент перевозок жидкой химии, но и потребуют не менее года на его адаптацию к новым правилам.

Что же говорят сами производители вагонов-цистерн? По мнению директора по корпоративным коммуникациям компании "РМ Рейл" Татьяны Эндеко, запрет может коснуться лишь универсальных нефтеналивных цистерн, в документации которых указываются не конкретные грузы, а лишь их характеристики: плотность, температура воспламенения, порядок заполнения цистерны и др. "Это дает операторам определенную свободу в выборе грузов, поэтому некоторые и злоупотребляли такой возможностью, - поясняет она. - Мы знаем о практике перевозки пищевых растительных масел в нефтеналивных цистернах, сырой нефти в бензиновых цистернах или бензола - в нефтеналивных. Считаем, что добросовестных грузоперевозчиков введение запрета не затронет". С этим мнением согласен и заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Инфотек-Балтика М" Алексей Гречин. "Компании, соблюдающие правила перевозок грузов, в частности жидкой химии, ничего не потеряют от запрета, те же, кто их нарушал, могут утратить часть объема грузоперевозок", - полагает он.

Что касается оценок последствий нововведения, то здесь эксперты демонстрируют противоположные точки зрения. Т. Эндеко считает, что запрет допуска на пути общего пользования цистерн с несоответствующим грузом поддержит спрос на узкоспециализированные вагоны, но в целом не окажет существенного влияния на рынок. С этим утверждением готов поспорить А. Гречин. "По оценкам специалистов нашей компании, более 1 млн т жидких химических грузов в месяц перевозится по путям общего пользования в подвижном составе, который не соответствует перечню технических условий завода-изготовителя", - поясняет он. Поэтому, по мнению А. Гречина, могут вырасти ставки компаний-операторов на предоставление ряда моделей вагонов-цистерн, а также танк-контейнеров, даже с учетом того, что значительная часть специализированного подвижного состава находится в управлении кэптивных операторских компаний.

Так или иначе, но определенная часть подвижного состава все-таки будет выведена из процесса перевозок жидких химических грузов. Чем же его заменять? Ведь более половины цистерн для перевозки для химических грузов в РФ на сегодня уверенно приближается к порогу списания, и за последние 5 лет обновлялось только 10% парка. Почти все вагоны были произведены 20-30 лет назад. Например, последний выпуск цистерн под бензол был в 1995 году, а под амины - вообще в 1986-м. Выходы из ситуации есть, но их не так уж и много: продление сроков эксплуатации, покупка новых химических цистерн и переход на другое оборудование. Например, танк-контейнеры - наиболее безопасное и к тому же универсальное средство для перевозки жидкой химии на сегодня. Что же выберут грузоотправители и операторы? Поживем - увидим.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру05.03.2014