На прошедшем в Москве в мае 56-м заседании совета по железнодорожному транспорту государств - участников содружества представители железнодорожных администраций "Пространства 1520" поделились своим опытом и планами реформирования отрасли. А также попытались найти рекомендации по оптимизации процесса, универсальные для всех постсоветских стран.
Базой дискуссии стали подготовленные экспертами АНО "Институт естественных монополий" (ИПЕМ) "Рекомендации по реформированию железнодорожного транспорта государств - участников совета". В документе изложен универсальный для каждого из государств комплекс мер, накопленных по структурным преобразованиям в отрасли.
Однако страны "пространства 1520" находятся на разных стадиях реформ. Например, в разделении функций государственного управления от хозяйственной деятельности. Или в не менее важном аспекте - отделении инфраструктуры от перевозочной деятельности.
Поэтому самый универсальный рецепт при начале реформ пока один - перед началом структурных изменений создать инструменты снижения рисков. Провести исследование возможных негативных эффектов для экономики. Составить бизнес-план привлечения частных инвесторов в отрасль.
Старший вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников рассказал о российском опыте реформ. Создана принципиально новая структура рынка, обеспечено развитие конкуренции в различных сферах деятельности, сопутствующих перевозкам.
"Вместе с тем в ходе завершения третьего этапа реформы проявились проблемы, решение которых выходило за хронологические рамки программы структурной реформы", - подчеркнул Валерий Решетников. Основные из них: несовершенные нормативные и тарифные условия развития рынка оперирования грузовыми вагонами и так же далекие от идеала механизмы финансирования инфраструктуры общего пользования. Пути решения этих проблем отражены в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года.
В качестве механизма совершенствования тарифной системы ИПЕМ предлагает гармонизацию структуры тарифа на перевозку грузов в транзитном, экспортном и импортном сообщении. Объясняется это тем, что в разных странах "пространства 1520" они неодинаковы, а это препятствует обращению приватных вагонов на территории соседа. Тем более на фоне постоянного увеличения приватной техники в парке участников совета.
Именно проблема управления парком в новых условиях остается самой острой для всех соседей. Пока стороны обсуждают одну инициативу - совершенствование Соглашения о Единой системе управления парком грузовых вагонов. Ожидается, что внедрение ЕСУ ПГВ откроет доступ администрациям к свободному подвижному составу, а частным компаниям - к более широкому кругу грузов с сокращением расходов на управление парком.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 31.05.12 | Объехать риски |