26-01-24 / 2024
Новости отрасли
Пропускная способность высоких потребностей

Железнодорожную инфраструктуру под Новороссийском предложено расширить взаймы

"Ъ" стали известны детали проекта расширения железных дорог на подходах к Новороссийску, о котором Руслан Байсаров на прошлой неделе рассказал на встрече с Владимиром Путиным. "БТС-Мост" и Газпромбанк хотят увеличить пропускную способность инфраструктуры с 8 млн до 43 млн тонн. Финансировать стройку предлагается, как и в случае с тоннелями БАМа, через EPCF-схему за счет частных инвестиций. Консорциум займет средства, но уже через десять лет их придется вернуть. Перспектива роста в связи с этим грузовых тарифов не радует участников рынка, которые подтверждают актуальность проекта.

В компании "Бамтоннельстрой-Мост" ("БТС-Мост") Руслана Байсарова "Ъ" рассказали подробности проекта расширения в пять раз расширить пропускной способности Новороссийского транспортного узла (НТУ).

На встрече с Владимиром Путиным 18 января (см. "Ъ" от 19 января) господин Байсаров сообщил, что сейчас компания реализует первый этап развития НТУ, по окончании которого его пропускная способность достигнет 8 млн тонн. Затем бизнесмен добавил: "Совместно с Газпромбанком мы вышли с предложением реализовать второй этап за счет частных инвестиций с увеличением пропускной способности до 43 млн тонн".

Как пояснил "Ъ" заместитель гендиректора по перспективному развитию "БТС-Мост" Виталий Шишмарев, консорциум выступил "с инициативой реализации второго этапа строительства по схеме договора с отсрочкой платежа (EPCF) в течение десяти лет после завершения строительства".

Стройка будет осуществляться за счет привлечения кредитного финансирования и без бюджетных средств, добавил он. Сумму он не назвал, уточнив, что период реализации второго этапа проекта, а также объемы и виды работ, которые должны быть в него включены, сейчас рассматриваются партнерами и Минтрансом. В Газпромбанке от комментариев отказались.

В ОАО РЖД "Ъ" сообщили, что не обсуждают с "БТС-Мост" и Газпромбанком такое предложение. В Минтрансе отказались от комментариев.

"Формат EPCF просто предполагает, что подрядчик отвечает за все четыре блока – проектирование, закупки, строительство и финансирование,– поясняет гендиректор аналитической компании Sherpa Group Александра Галактионова.– У нас в законодательстве нет закрепленного понятия EPC, EPCF, EPCM, EPCFM и прочих форм".

Так что, по сути, стороны могут обсуждать любые удобные для себя условия, в том числе размер кредитной ставки и тех средств, которые заказчик должен будет вернуть подрядчику, продолжает она: "Все зависит от того, какие на тот момент будут макроэкономические условия, ставки и так далее". Она отмечает, что для классического EPCF десять лет – довольно долгий срок.

Южное направление железнодорожного экспорта и до начала боевых действий не было профицитным. После закрытия аэропортов юга и, как следствие, интенсификации пассажирского движения, особенно в курортный сезон, и усиления террористической угрозы проблемы с пропускной способностью обострились. Потребность в увеличении железнодорожной мощности Новороссийского транспортного узла назрела давно, говорит источник "Ъ" на транспортном рынке. "Согласно программе развития НТУ, мощности станции должны быть увеличены до 43 млн тонн уже в 2024 году,– говорит он.– Исходя из проектов развития морских терминалов, потребность в мощностях железнодорожной станции к 2030 году может достигать 60 млн тонн". Дефицит железнодорожной инфраструктуры ведет к кратному росту перевозок автотранспортом в сообщении с портом и ограничивает рост объемов перевалки через порт Новороссийска, говорит собеседник "Ъ".

Владельцы портов приветствуют перспективу расширения НТУ. "Все, что к нам в порт Новороссийска привезут,– мы все перевалим",– говорят в "Транснефти" (по информации "Ъ", принадлежащий ей НМТП сейчас переваливает примерно 24 млн тонн грузов при мощностях 44 млн тонн без учета жидких углеводородов). В ГК "Дело" говорят, что с учетом потребностей российской внешней торговли планомерно наращивают мощности своих терминалов в Новороссийске – как контейнерного, так и зернового. "По итогам 2023 года мы обработали рекордные объемы – 603 тыс. TEU и 8,2 млн тонн зерна,– говорят в группе.– Мощности станции Новороссийск остаются лимитирующим фактором для увеличения отправок через это направление".

Расширение мощностей под Новороссийском – не первое предложение "БТС-Мост" и Газпромбанка по использованию EPCF в железнодорожном строительстве. Так, в 2022 году консорциум выступил с концессионной инициативой по третьей части третьего этапа расширения БАМа и Транссиба, в рамках которой должны быть построены дорогостоящие сооружения – вторые Северомуйский, Кузнецовский и Кодарский тоннели и мост через Амур, в результате чего пропускная способность должна будет вырасти на 45 млн тонн – до 255 млн (см. "Ъ" от 1 июня 2022 года). Необходимые инвестиции оценивались в 520 млрд руб. Осенью 2023 года консорциум уточнил, что как альтернатива стандартному способу финансирования предлагается EPCF-схема, не требующая государственного финансирования на стадии проектирования и строительства (см. "Ъ" от 12 сентября 2023 года).

Но и тогда не было понятно, каким образом планируется в итоге вернуть заемные средства. Источники "Ъ" говорили, что возвращать их будет ОАО РЖД, а обеспечить это компания может единственным способом – подняв общесетевой тариф на грузоперевозки, что вызовет возмущение грузоотправителей.

В случае Новороссийска, полагает госпожа Галактионова, заказчиком, предположительно, тоже должно быть ОАО РЖД: "Даже если что-то будет компенсироваться из бюджета, то, вероятно, через ОАО РЖД". Источник "Ъ", знакомый с обсуждением, говорит, что предполагаемые инвестиции во второй этап НТУ под Новороссийском сопоставимы со средствами на тоннели и мосты на БАМе и составляют порядка 500 млрд руб., а вернуть ОАО РЖД предстоит гораздо большую сумму с учетом процентов.

Перспективы повышения тарифов для финансирования стройки – будь то какая-то разновидность инвестиционного тарифа для локальных игроков или общесетевого тарифа – компании, работающие в Новороссийске и через него, встречают с осторожностью. "Повышенный тариф ударит по экономике грузоотправителей и производителей экспортной продукции",– отмечает один из них. В ГК "Дело" отметили, что при формировании тарифов принципиально важно придерживаться "взвешенного долгосрочного подхода", чтобы условия работы были предсказуемыми и позволяли реализовывать длительные инвестиционные проекты.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ26.01.2024