08-02-16 / 2016
Новости отрасли
Промышленники просят правительство не допустить повышения ж/д тарифов с марта

 Ассоциации и объединения крупных промышленных предприятий Украины, представляющие металлургические, химические и цементные компании, резко критикуют намерение "Укрзализныци" в очередной раз повысить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки еще на 15% с марта текущего года, поддерживая инициативу о введении моратория на повышение ж/д тарифов на 2016 год.

Соответствующее обращение к премьер-министру страны направлено 28 января и обнародовано на сайте объединения металлургических предприятий "Металлургпром" (Днепропетровск) 5 февраля текущего года. Под обращением стоят подписи глав "Металлургпрома", Федерации металлургов Украины (ФМУ), Федерации работодателей горняков, Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), Союза химиков и ассоциации производителей цемента "Укрцемент".

В письме напоминается, что предыдущее повышение тарифов на 30% произошло в феврале 2015 года.

"Отдельную обеспокоенность вызывает желание профильного министерства осуществить в ближайшее время так называемую унификацию классов грузов, чтобы приведет к значительному подорожанию ж/д перевозок низкомаржинальных грузов первого тарифного класса и внеклассовых грузов", - отмечается в обращении промышленников.

В пояснительной записке Министерства инфраструктуры указано, что в случае повышения грузовых тарифов, дополнительные доходы "Укрзализныци" составят около 5,2 млрд грн, а средняя рентабельность перевозок, с учетом перекрестного субсидирования социальных пассажирских перевозок на 2016 год, прогнозируется на уровне 11,9%, что значительно больше, чем текущая рентабельность подавляющего большинства отечественных промышленных предприятий. При этом в 2015 году на перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых было направлено около 7,6 млрд грн, а в 2016 году на эти цели планируется потратить еще около 9,2 млрд грн.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что текущий уровень грузовых ж/д тарифов позволяет не только полностью компенсировать расходы железнодорожников по грузовому направлению деятельности, но и почти полностью профинансировать действительно убыточное пассажирское направление работы, уточняется в письме.

По мнению промышленников, государство опосредствовано способствует внутренней неэффективности госмонополии за счет постоянного повышения грузовых тарифов вместо поиска внутренних резервов для оптимизации. При этом качество услуг "Укрзализныци" неудовлетворительное, в результате чего украинские промышленники вынуждены нести дополнительные к тарифу значительные расходы, что фактически выравнивает общую стоимость перевозок ж/д транспортом в Украине и в других странах Европы.

"Следует отметить, что доппоступления "Укрзализныци" от предыдущего (в феврале 2015 года) роста тарифов на 30% в сумме свыше 9 млрд грн полностью покрывают рост цен производителей промышленной продукции в 2015 году (на 25,4%), в том числе на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и товарно-материальные ценности. При этом ни одной существенной инвестпрограммы за счет средств "Укрзализныци" в течение 2015 года реализовано не было. Фактически доппоступления от роста тарифов были направлены на выполнение увеличенных социальных обязательств: рост зарплаты железнодорожников на 10% и выплату 13-и зарплаты в размере 50% годового оклада", - уточняется в обращении.

Промышленники добавляют, что инициатива Мининфраструктуры и "Укрзализныци" по повышению тарифов совпала во времени с периодом крайне неблагоприятной конъюнктуры на рынках сбыта отечественной промышленной продукции. Мировые цены на сырьевую продукцию и другие виды промпродукции с относительно небольшой добавленной стоимостью уже достигли своих исторических минимумов за последние 10-20 лет и продолжают снижаться. Прогнозы всех авторитетных экспертов на 2016 год также негативны.

Значительное количество промпредприятий оказались перед реальной угрозой остановки.

В то же время в ассоциациях убеждены, что проведенная в феврале-2015 индексация тарифов на 30% более чем достаточна для нормальной работы железной дороги. Тем более, с учетом снижения цен на одну из основных статей расходов - дизельное топливо.

Кроме того, по данным экспертов, реструктуризация внутренней задолженности "Укрзализныци" позволила высвободить денежный поток около 7,5 млрд грн, что вместе с наведением порядка в компании позволит наладить ее работу без повышения тарифов.

"Учитывая изложенное, просим вас не допустить введения в действие проекта данного приказа Мининфраструктуры и объявить мораторий на любое повышение грузовых ж/д тарифов до конца 2016 года. Готовы аргументировано отстаивать свою позицию в формате рабочих совещаний, круглых столов и любых других мероприятий, с привлечением руководителей Мининфраструктуры, "Укрзализныци" и ведущих грузовладельцев", - резюмируется в обращении промышленников к премьер-министру Украины.

В информации ФМУ сообщается, что аналогичные письма направлены в Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), Минфин, Мининфраструктуры и Государственную регуляторную службу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.02.2016