20-05-15 / 2015
Новости отрасли
Производство вагонов-цистерн в России

Стало известно о планах группы "ИСТ" получить из российского бюджета 3 млрд руб. через механизм проектного финансирования освоения производства на мощностях Тихвинского вагоностроительного завода инновационных железнодорожных цистерн.

Для этого лизинговая компания RAIL1520 (входит в группу) и банк "Открытие" (группе "ИСТ" принадлежит 9,8% акций) подали заявку в Минэкономразвития. Согласно планам группы, для организации выпуска цистерн на мощностях Тихвинского вагоностроительного завода необходимо привлечь 5,4 млрд руб., из которых 1,7 млрд уже вложены, а еще 700 млн имеются в распоряжении Объединенной Вагонной Компании (ОВК), которая также входит в группу "ИСТ". В случае получения финансирования выпуск цистерн в Тихвине может начаться уже в конце 2015-го. Мощности завода могут выпускать до 2,2 тыс. грузовых вагонов в год.

Данная инициатива имеет преимущества уже в том, что "Открытие" находится в списке банков, которые отобраны правительством РФ для участия в механизмах проектного финансирования. Согласно этой программе банки могут получить деньги в ЦБ по ставкам 9% годовых в рублях и выдавать кредиты по ставке не более 11,5%. При этом стоимость проектов не должна быть выше 20 млрд руб., а компания-заемщик - располагать не менее 20% требующихся средств.

В марте 2015 года количество цистерн в рабочем парке на сети РЖД составляло, по оценке экспертов Brunswick Rail, 286,4 тыс. ед. А на начало 2015-го их было еще 297 тыс. В лизинговой компании отмечают, что реальный профицит грузовых вагонов составил 120-130 тыс. ед., а общее число незадействованного парка оценивают в 260 тыс., или около 21%.

Парк лидера по количеству этого типа грузового подвижного состава - ПГК (UCL Holding) - оценивается от 55 до 57 тыс. вагонов-цистерн. Это около 20% всего парка этого типа. В том числе цистерн для наливных грузов - 37,8 тыс. ед., цистерн для светлых нефтепродуктов объемом 73,1 куб. м - 6,4 тыс. ед. Средний возраст парка составляет 28,8 года.

Группа "Трансойл" занимает второе место по количеству парка с 38 тыс. цистерн, средний возраст которых составляет 14 лет. Этим парком "Трансойл" обеспечивает перевозку 23% нефти и нефтепродуктов на сети РЖД.

На третьем месте по количеству цистерн находится компания "НефтеТрансСервис" (25 тыс. цистерн). На четвертом - ЗАО "Сбербанк Лизинг", которое располагает 18,3 тыс. ед. На пятом - Globaltrans c 14 тыс. вагонов-цистерн.

Самый молодой парк цистерн имеется у НПК "Уралвагонзавод", ОАО "ВЭБ-лизинг", ОАО "ФГК", ОАО "ТрансФин-М", в распоряжении которых находится 11,3 тыс. вагонов со сроком эксплуатации не более полутора лет.

В настоящее время производство вагонов в РФ и странах СНГ находится на крайне низком уровне и упало более чем в 2 раза, а в Украине - на 95% по сравнению с I кварталом 2014 года. В марте российские заводы произвели 2,7 тыс. вагонов, из которых всего 46 нефтебензиновых цистерн, цена на них находилась в диапазоне $25-40 тыс./ед. Суточные ставки за аренду вагонов-цистерн в марте 2015-го составляли $8-13 (500-800 руб.).

По данным группы "ИСТ", в ближайшие пять лет должны быть списаны 68 тыс. цистерн парка, работающего на сети РЖД. Именно на этом факте строится бизнес-стратегия ОВК, которая надеется занять лидирующие позиции в отрасли благодаря улучшенным свойствам собственных инновационных вагонов. В ОВК сообщили, что предварительно законтрактован выпуск 4,2 тыс. цистерн.

Инициативы группы "ИСТ" особенно заметны на фоне сокращения производства лидером вагоностроения в РФ - НПК "Уралвагонзавод". В I квартале 2015-го он уступил лидерство по производству вагонов компании "ОВК", снизив собственный выпуск до 920 ед. При этом УВЗ практически не имеет объявленных законтрактованных заказов на 2015 год в РФ. Держаться на плаву "Уралвагонзаводу" помогает контракт на поставку 14 тыс. вагонов за три года в Азербайджан и 500 ед. - на Кубу. Но в данном случае речь идет об обычных вагонах на тележке 18-100. Выпуск инновационных вагонов на УВЗ пока что задерживается.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру20.05.2015