12-05-24 / 2024
Новости отрасли
Производителям продовольствия открыты все пути

По итогам I квартала погрузка продовольственных грузов увеличилась на 10% и составила 15 млн тонн. По данным ОАО "РЖД", рост демонстрируют как перевозки внутри страны (они увеличились на 4,8%, до 6,1 млн тонн), так и экспортные отправки (прирост 14,1%, до 8,9 млн тонн).

Традиционно структура перевозок продовольственных грузов железнодорожным транспортом представлена отправками зерна, жмыхов, растительных масел и продуктов перемола. Поставки мясной продукции по железным дорогам занимают 1% от общего объема и представлены перевозками мяса домашних животных и птицы, а также замороженных мясных полуфабрикатов.

В I квартале текущего года обеспечен рост перевозок зерна на 10%, до 8,7 млн тонн, жмыхов – на 10%, до 1,7 млн тонн, растительных масел – на 10%, до 1 млн тонн, продуктов перемола – на 11%, до 0,9 млн тонн, и мясной продукции – на 18%, до 100 тыс. тонн.

Как рассказали "Гудку" в пресс-службе "РЖД Логистики", грузовая база проекта "Агроэкспресс" включает в себя основные номенклатуры сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В частности, это масложировая продукция, плодоовощная, зернобобовая, мясо курицы и говядины, рыба, сухое молоко, кондитерские изделия, алкоголь, мука, свежие и замороженные овощи и фрукты. Железнодорожный оператор "Русагротранс" (входит в "Деметра-Холдинг") также осуществляет перевозку зерновых и масличных культур и, кроме того, транспортирует сахар-сырец, шрот, комбикорма, отруби, жом и прочие насыпные аграрные грузы.

Основные направления отправок

Перевозки агрогрузов внутри страны осуществляются преимущественно из регионов Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. При этом зерновые отправляются в адрес потребителей в Северо-Западном, Южном и Центральном федеральных округах, в то время как остальное продовольствие идет в регионы Дальнего Востока и Сибири, рассказали "Гудку" в Центре фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" (ЦФТО).

Экспорт продовольствия по железной дороге представлен отправками зерна через российские морские порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) в Египет, Турцию и Саудовскую Аравию. Прочие продовольственные грузы идут через погранпереходы с Казахстаном – как для внутреннего потребления соседней страны, так и для транзита в Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Афганистан.

В "Русагротрансе" отмечают, что в прошлом году появились новые окна возможностей для отправки продукции АПК на экспорт на фоне глобальных изменений на рынках сбыта. В частности, открылось новое направление на Балтике – терминал "Порт Высоцкий" в Ленинградской области. Первую поставку – 27,5 тыс. тонн транзитного зерна из Казахстана – компания осуществила в конце апреля 2023 года, а по состоянию на март 2024-го обеспечила перевозку в адрес терминала более 800 тыс. тонн зерновых и прочих аграрных грузов. "Благодаря созданию "Порта Высоцкий" появилась реальная альтернатива прибалтийским портам, а логистика из удаленных от южных портов регионов – Поволжья, Урала и Сибири – становится более конкурентоспособной", – уточнили в аналитическом центре "Русагротранса".

По словам вице-президента "Опоры России" и главы комитета по сельскому хозяйству Сергея Соколова, спрос на российскую пшеницу сегодня существенный. Среди стран с наибольшими показателями по импорту зерна из России – Египет, Турция, Иран, Бангладеш, Алжир, которые покупают по несколько миллионов тонн и взяли хороший темп по закупкам. "Ну и Китай, который, соответственно, тоже требует такого внимания российских экспортеров", – добавил он.

Портфель сервисов

"Для наращивания перевозок продукции агропромышленного комплекса ОАО "РЖД" предоставляет ряд специализированных сервисов", – пояснила заместитель начальника ЦФТО Ирина Ажикина.

Так, в дополнение к уже активно пользующейся спросом услуге "Грузовой экспресс" совместно с Российским экспортным центром реализован проект "Агроэкспресс" по ускоренной доставке продукции АПК, позволяющий в цифровом "одном окне" оформить документы на экспортные перевозки, в том числе субсидируемые. Вместе с РЭЦ запущен и комплексный сервис "Экспортный экспресс МСП" по отправке контейнеров в Китай.

В границах ЕАЭС реализуется проект "Евразийский агроэкспресс", направленный на развитие регулярных экспортных поставок сельхозпродукции и продовольствия в Китай, Узбекистан, страны Центральной Азии, в том числе с участием МТК Север – Юг.

Оптимизировать доставку аграрных грузов помогают маршрутные отправки, которые реализует "Русагротранс" при поддержке ОАО "РЖД" и грузоотправителей. Благодаря этому время доставки зерна в порты сокращается вдвое. Переход к зерновым экспрессам помогает решить проблемы с перегруженностью основных направлений российского экспорта, повышает эффективность перевозок, снижает нагрузку на инфраструктуру, рассказали "Гудку" в аналитическом центре "Русагротранса".

В 2023 году парк "Русагротранса" осуществил рекордное количество маршрутных отправок (груженых и порожних) – 2,7 тыс. Общий объем перевезенных зерновыми экспрессами грузов достиг 6 млн тонн. Для сравнения: в 2022 году было отправлено 910 маршрутов общим объемом 2 млн тонн. Число станций отправления груженых и назначения порожних составов выросло до рекордного количества – сейчас их более 170.

Техническая составляющая

По данным ЦФТО, увеличению отправок зерновых грузов способствуют упрощение условий перевозок и расширение перечня используемого подвижного состава.

"В частности, с 1 марта 2022 года без заключения договора на перевозки грузов на особых условиях разрешены перевозки ряда зерновых грузов в полувагонах насыпью с использованием вагонного вкладыша, а также при упаковке в мягкие контейнеры. Также на особых условиях разрешены перевозки зерновой продукции насыпью в универсальных крупнотоннажных контейнерах, в полувагонах, вагонах-термосах и крытых вагонах с использованием контейнерного или вагонного вкладыша", – сообщила Ирина Ажикина.

При этом на сети ОАО "РЖД" хватает специализированного подвижного состава для перевозки агрогрузов. "На сегодняшний день нет острой проблемы нехватки подвижного состава", – отмечают в РЖДЛ. В одном только парке компании "Русагротранс" насчитывается более 30 тыс. хопперов-зерновозов. За три последних года там полностью обновили парк, подлежащий списанию. Сегодня средний возраст вагона составляет около пяти лет.

Другие операторы, в том числе и РЖДЛ, перевозят продовольственные грузы в контейнерах. "Мы используем универсальные 40-футовые и 20-футовые контейнеры, а также рефрижераторные контейнеры с функциями спутникового отслеживания местоположения, контроля температуры и влажности. Перевозка наливных грузов с использованием вкладышей – флекситанков – осуществляется также в универсальных 20-футовых контейнерах. Такой способ позволяет существенно сократить транспортные расходы грузоотправителей, избежать потерь продукции при погрузке и выгрузке и гарантировать ее сохранность при транспортировке", – сообщили в дочерней компании холдинга.

Компания "Европак" специализируется на отправках грузов в контейнерах с использованием специальных вкладышей. "Основная номенклатура – растительные масла, – рассказывает заместитель генерального директора по логистике компании "Европак" Анна Усачева. – Также перевозятся существенные объемы свекловичного жома, ячменя, масличного льна и гороха. В I квартале на экспорт было направлено более 110 контейнерных поездов "Европак" с различными грузами АПК".

Проблемы и решения

Операторы, перевозящие скоропортящиеся и агрогрузы, обращают внимание на барьеры, которые тормозят наращивание объемов и грузовой базы. По данным пресс-службы РЖДЛ, основным является недостаток в России и ряде стран, задействованных в проекте "Агроэкспресс", современной агрологистической инфраструктуры. Она должна быть использована для консолидации, сортировки, хранения и упаковки продукции как для отправки на экспорт, так и для приема и распределения встречного потока.

"Уже сейчас очевидна тенденция к формированию прямой логистики по маршрутам Китай – регионы потребления в России. Поэтому важно уделить внимание развитию терминально-логистической инфраструктуры в регионах зарождения и гашения грузопотоков – это Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа. Также предстоит развивать терминальные мощности погранпереходов. На текущий момент уже озвучиваются планы по строительству новых ТЛЦ в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях", – рассказали в РЖДЛ.

Еще одним важным шагом в оптимизации функционирования сервиса "Агроэкспресс" станет скоординированная работа всех заинтересованных участников, направленная на цифровизацию перевозочного процесса. Необходимо укрепить взаимодействие по линии надзорных служб, таких как таможенные органы, ветеринарные и фитосанитарные службы. "В этой сфере уже удалось добиться определенных успехов, и работа продолжается. В дальнейшем планируется создание единой цифровой экосистемы, обеспечивающей прозрачность и доступность сервиса для всех участников перевозочного процесса", – сообщили в РЖДЛ.

Анна Усачева выделяет еще одну проблему – относительно низкий приоритет при перевозках грузов агропромышленного комплекса по железной дороге. "Из-за этого во многих регионах наблюдаются трудности с согласованием заявок ГУ-12", – добавляет она.

В то же время в "Европак" уже решают данную проблему. "Мы проводим планомерную работу по переориентации перевозок с Дальнего Востока на порты Азово-Черноморского бассейна. Чтобы развивать перевозки через Новороссийск, в прошлом году "Европак" приобрел в этом городе один из крупнейших контейнерных терминалов – "Гольфстрим", – сказала Анна Усачева.

По итогам текущего года погрузка зерна ожидается с незначительным снижением, обусловленным уменьшением в 2023 году на 8%, до 144,9 млн тонн, валового сбора зерновых культур, в то время как по прочим продовольственным грузам прогнозируется сохранение текущей положительной тенденции, уточнили в ЦФТО.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок12.05.2024