06-09-19 / 2019
Новости отрасли
Производители удобрений не успевают за колесами

"Уралхим" и "Уралкалий" просят антимонопольный орган проверить рост цен на железнодорожные колеса. Увеличение затрат на содержание вагонов может привести к подорожанию удобрений, предупреждают они

"Уралхим" и "Уралкалий" (основным бенефициаром обеих компаний является Дмитрий Мазепин) обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить цены на железнодорожные колеса. Об этом рассказал "Ведомостям" директор по правовым вопросам "Уралхима" Дмитрий Татьянин. "Уралкалий" не устраивает "необоснованный рост цен на стальные колеса", из-за этого он несет издержки, поэтому и обратился в ФАС, подтвердил представитель компании. Начальник управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова через представителя подтвердила получение обращения. Первое заседание комиссии назначено на 12 сентября.

Цены на стальные железнодорожные колеса росли с 2017 г. В декабре 2016 г. колесо стоило 24000 руб., в ноябре 2018 г. стоимость доходила до 38 100 руб., а в июне 2019 г. "Уралхим-транс" (логистическая компания в составе "Уралхима") покупал колеса на торгах, организованных ОМК, по цене более 100 000 руб. за штуку, сообщил через представителя директор "Уралхим-транса" Всеволод Ковшов. В управлении компании находится 8000 вагонов. "Уралкалий" располагает собственным парком еще из 8000 вагонов. Eжегодная средняя потребность "Уралхима" и "Уралкалия" в колесах - 12 000 шт., рассказал Ковшов. Стоимость обслуживания вагонного парка для "Уралхим- транса" и "Уралкалия" по итогам 2019 г. вырастет на 725 млн руб. Это чистый убыток, существенный для группы, заключает он.

Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ) также планирует обращаться в ФАС с просьбой взять ситуацию под контроль, сообщил представитель ассоциации. В РАПУ обеспокоены резким подорожанием цельнокатаных колес, их дефицитом и отказом ОМК от заключения долгосрочных контрактов, сообщил он: "Производители удобрений, имеющие собственные парки вагонов, вынуждены отвлекать средства от финансирования инвестиционных программ и нести дополнительные расходы, которые могут сказаться на цене минеральных удобрений".

Представитель "Тольяттиазота" (1500 вагонов) рассказал, что ежегодно компания закупает 200-250 колесных пар преимущественно у ремонтных депо. "В 2017 г. стоимость колесной пары составляла 70 000-80 000 руб., в этом году может доходить до 250 000 руб.", - сообщил через представителя директор по транспорту и логистике "Тольяттиазота" Владислав Уткин. Рост цен на комплектующие увеличил стоимость транспортировки продукции, отметил он. "Рост расходов на содержание парка увеличивает стоимость логистики, влечет риск простоя вагонов, - согласен Ковшов. - При этом компания обязуется не повышать цены на удобрения на внутреннем рынке". Затраты "Фосагро" на содержание вагонного парка (5000 вагонов) в 2018 г. выросли в 1,5 раза - дополнительные расходы достигли 400 млн руб., привел данные представитель компании.

В России железнодорожные колеса производят Evraz и ОМК. Производители удобрений не являются традиционными клиентами ОМК, они приобретают услуги у вагоноремонтных компаний, сказал представитель компании. "В июне 2019 г. "Уралхим-транс" купил по конкурсной процедуре 480 колес по цене, предложенной самим покупателем. Других сделок с производителями удобрений не было", - сообщил он. Купленных "Уралхим-трансом" колес достаточно для ремонта 1500 вагонов, привел расчеты представитель ОМК. Вагонный парк производителей удобрений, входящих в состав РАПУ, составляет около 24 000 вагонов.

Доказать наличие картельного сговора на товарном рынке достаточно сложно: ключевым индикатором является динамика изменения цен, которые могут меняться не только вследствие наличия незаконного соглашения, но и по объективным рыночным факторам, говорит партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт.

"После аварий на предприятиях бразильской Vale в конце года выросла цена на железную руду. Это привело к росту цен на сталь и, как следствие, на стальную заготовку, закупаемую компаниями для производства стальных колес", - отмечает аналитик АКРА Максим Худалов.

Eсли антимонопольный орган придет к выводу, что ценовой сговор был, может быть возбуждено дело и назначены штрафы в размере до 15% выручки от реализации товара на соответствующем рынке, отметил Иккерт. Представители "Eврохима", "Акрона" и Evraz не ответили на запросы "Ведомостей".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости06.09.2019