16-01-13 / 2013
Новости отрасли
Производители цемента намерены увеличить перевозки своей продукции по железной дороге

В 2012 году Россия достигла исторического максимума потребления цемента – 65 млн тонн (рост 13%). Спрос на него будет расти, по прогнозам, и в этом году. Производители говорят, что в перевозках на дальние расстояния без железной дороги им не обойтись. Операторы уже готовят цементовозы.

В соответствии с базовым сценарием развития страны прирост потребления цемента в 2013-2014 годах может составить 5-7% в год. Такой прогноз сделали эксперты компании "СМПРО", специализирующейся на инвестициях в проекты по производству строительных материалов. Аналитики холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" согласились с такой оценкой. Причем они выделяют сразу несколько ключевых трендов: российские компании постараются вытеснить импортеров, открывая новые заводы и совершенствуя производство.

Например, в конце минувшего года компания "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" открыла в поселке Подгоренский (Воронежская обл.) цементный завод. Его мощность позволяет выпускать до 3 млн тонн продукции в год.

"Здесь будут несколько марок цемента -для жилищного, инфраструктурного и промышленного строительства. Воронежская область превратится из импортера в экспортера цемента в другие регионы", - подчеркнул президент "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" Михаил Скороход.

Как отмечает директор по маркетингу компании "СМПРО" Евгений Высоцкий, замещение импортом происходит в регионах, куда дорого доставлять российский цемент. "Например, в Ростове-на-Дону дешевле получать цемент из Турции морем, чем везти железнодорожным транспортом от ближайшего крупного производителя, до которого около 400 км. На Юг России идут также поставки из Ирана и Румынии. В Северо-Западный регион завозят цемент из Прибалтики, стран Северной Европы, на Дальний Восток - из Китая, Южной Кореи.

В Центральный федеральный округ ввозится цемент из Белоруссии",- пояснил он.

Французский производитель строительных материалов в России "Лафарж" также планирует увеличение объемов потребления в соответствии с прогнозами СМПРО. В этом году здесь ожидают конкуренции с новыми игроками отрасли.

По словам президента группы компаний "Лафарж" Алекса де Валухофф, без железной дороги в 2013 году не обойтись. От РЖД производители ждут гибкости, соблюдения контрактных сроков поставки.

"Мы надеемся, что новые принципы тарификации на основе ритма поставок с цементного завода действительно помогут нам стать более организованными.

А в случае несоблюдения графика поставок санкции окажутся применимы к железнодорожной системе и ее операторам", - отметил глава группы.

По словам Евгения Высоцкого, в 2012 году отгрузки цемента железнодорожным транспортом выросли до 35 млн тонн. Перевозки импортного цемента в РФ в 2012 году увеличились на 60%. Объем импортных поставок по железной дороге составил 0,5 млн тонн.

Объем экспорта цемента железнодорожным транспортом вырос на 20%.

"Структура перевозок претерпела изменения по отношению к прошлому году: увеличилась доля перевозок цемента в хоппер-цементовозах, полувагонах, крытых вагонах. Уменьшилась доля перевозок в зерновозах. Всего в 2012 году для доставки цемента железнодорожным транспортом на российский рынок было задействовано 79,8 тыс. вагонов, в том числе 27,1 тыс. хоппер-цементовозов", - рассказал Евгений Высоцкий. Некоторые операторы специально готовятся к росту спроса на цемент. Например, Первая грузовая компания еще в прошлом году оптимизировала технологию маршрутизации цементовозов в условиях их дефицита путем формирования прямых груженых маршрутов. Применение маршрутизации цементовозов позволило эффективнее планировать перевозочный процесс и сокращать сезонную неравномерность использования парка.

Между тем прогнозы роста погрузки у ряда операторов и грузовладельцев более сдержанны, чем у экспертов.

Начальник управления маркетинга компании "Фирма "Трансгарант" Александр Метелкин рассказал "Гудку", что погрузка цемента по итогам 2012 года увеличилась всего на 1,3%, хотя, по данным Росстата, за январь - ноябрь 2012 года в России было выпущено цемента на 10,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Высокие показатели рынка цемента были установлены благодаря крупномасштабным строительным программам с финансовой поддержкой от государства. "В ближайшие годы при многомиллиардных инвестициях в жилое строительство потребление цемента будет постепенно увеличиваться, но завершение многих федеральных строек, несомненно, неблагоприятно скажется на показателях железнодорожных перевозок", - считает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.01.13Незастывающий груз