16-06-15 / 2015
Новости отрасли
Программный подход

Снижение темпов экономического роста отразилось на объемах погрузки и грузооборота в целом по сети. Не стала исключением и Куйбышевская магистраль. В ситуации значительных ресурсных ограничений ключевую роль играет направление на развитие "внешней" клиентоориентированности, вывод на рынок новых транспортно-логистических продуктов и услуг."Дорожная карта" повысит эффективность эксплуатационной работы на магистрали.

Особенности и планы

Это, в свою очередь, невозможно без совершенствования работы производственного блока, развития системы "внутренней" клиентоориентированности.

За пять месяцев года погружено 29,4 млн тонн грузов, на 2% больше плана. Это ниже аналогичного периода прошлого года на 969 тыс. тонн. Основное снижение произошло по нефтепродуктам и строительным грузам.

Географическое положение дороги определяет ее характерную особенность – сочетание больших транзитных грузопотоков со значительными местными перевозками. На КбшЖД приходится почти пятая часть отправляемых в стране нефтепродуктов, мы обслуживаем девять нефтеперерабатывающих заводов. Это накладывает на нас особую ответственность по четкому взаимодействию с клиентами, отправляющими высокодоходные грузы.

Одним из эффективных инструментов взаимодействия с грузоотправителями, грузовладельцами и собственникам подвижного состава стали площадки межрегиональных и дорожных координационных советов.

На дороге существует хорошая перспектива развития грузовой базы. Несмотря на все трудности, бизнес активно вкладывает деньги в модернизацию производств и реализацию новых инвестиционных проектов.

Так, в ОАО "Газпромнефтехим Салават" в ходе модернизации планируют увеличить мощности перерабатывающего комплекса с 8 до 10 млн тонн в год. Прорабатывается вопрос увеличения глубины переработки газоконденсатного и нефтяного сырья, а также наращивания объемов выпускаемой продукции и роста перевозок нефтепродуктов с 4,7 до 6 млн тонн, химикатов и удобрений – с 1 до 1,1 млн тонн в год.

На ОАО "Тольяттиазот" реконструируются мощности по производству аммиака и карбамида. Из-за ограниченной пропускной способности трубопровода и сложностей в транспортировке по Украине будут увеличены объемы предъявления грузов к перевозке железнодорожным транспортом с 1,5 до 2,2 млн тонн в год.

С выходом на полную мощность вновь построенного нефтеперерабатывающего завода группы компаний "ПетРоНефть" мы ожидаем к 2020 году роста перевозок предприятия с 44 тыс. до 2 млн тонн. В третьем квартале этого года ОАО "Аммоний" планирует открыть новое производство аммиака, метанола и карбамида в Татарии, что даст нам дополнительную погрузку в 240 тыс. тонн в 2015 году и в последующем до одного миллиона тонн в год.

Сервисы и услуги

Структура погрузки дороги с преобладанием нефтеналивных грузов является определяющей в нашей работе.

Мы уходим от обезличенных тонн породовой погрузки. Ведь за каждой погруженной тонной стоит конкретный грузоотправитель, и нам необходимо выстраивать свою работу с учетом его индивидуальных потребностей. Для этого на дороге создан институт клиентских менеджеров. Услуга "одного окна" упрощает для клиента взаимодействие с РЖД с точки зрения подачи заявок и оформления заказов. Востребована и возможность получения информации о местонахождении грузов в режиме онлайн.

Мы также предлагаем услугу ускоренной доставки грузов без переработки по станциям сортировки. Реализуется сервис по отправлению поездов с согласованным временем отправления и прибытия, а также с иными технологическими условиями перевозки, направленными на удовлетворение специфической потребности клиента. Например, с февраля этого года мы совместно с крупнейшим грузоотправителем – ОАО "КуйбышевАзот" – приступили к перевозкам химикатов и капролактана по графику контейнерными поездами в направлениях Химзаводская – Автово, Новороссийск и Предпортовая. Уменьшение срок доставки составило с 6 до 2,4 суток. В июне начались аналогичные перевозки с нефтеперерабатывающих заводов ОАО "НК Роснефть" мазута в направлении портов Северного Кавказа.

Считаю, что такие перевозки в будущем должны стать преобладающими на сети. Они позволяют повысить не только эффективность и качество перевозочного процесса, но и конкурентоспособность железнодорожного транспорта, привлечь дополнительные объемы погрузки и инвестиции в развитие инфраструктуры отрасли. Кроме того, они снижают негативное влияние существующих принципов организации движения приватного подвижного состава на пропускные способности инфраструктуры.

Свели регламенты и инструкции

Снижение объемов перевозок требует повышения эффективности производства за счет более активного внедрения ресурсосберегающих технологий, применения инструментов бережливого производства, поиска путей снижения непроизводственных потерь предприятий и совершенствования технологических процессов на стыке взаимодействия дирекций и филиалов на полигоне дороги.

Одним из инструментов повышения эффективности станет "дорожная карта" совершенствования бизнес-процессов в регионе дороги. Основным толчком к ее разработке послужили низкие результаты эксплуатационной работы дороги в прошлом году. Было принято решение о создании рабочей группы с целью пересмотра технологического процесса работы магистрали и выработки стратегического вектора развития с определением необходимых решений по техническому и технологическому перевооружению хозяйств полигона.

На начальном этапе мы проанализировали основные недоработки – болевые точки, мешающие концентрации усилий и повышению эффективности эксплуатационной работы. Выявили низкий уровень технологической дисциплины дежурно-диспетчерского аппарата дирекций и служб, низкую эксплуатационную надежность локомотивов, лимитирующую работу всего тягового комплекса. Кроме того, итоги прошлого года показали недостаточный уровень взаимодействия между дирекциями при проведении ремонта инфраструктуры. Нам не удалось до конца реализовать сквозной створ "окон" на направлениях Южно-Уральская – Куйбышевская и Куйбышевская – Юго-Восточная дороги. Нерегулируемая заадресовка порожних вагонов на основные погрузочные узлы также повлекла за собой срывы в эксплуатационной работе.

Был проведен технологический аудит. По его итогам мы приняли меры для стабилизации эксплуатационной работы. В частности, мы пересмотрели технологию местной работы, установили контроль за выдачей локомотивных бригад по видам движения и по направлениям. Появился алгоритм планирования поездной и грузовой работы: внедрили автоматизированную систему подвязки поездов, локомотивов и бригад к "ниткам" графика движения АС ППЛБ. Также пересмотрели регламент взаимодействия между Куйбышевской дирекцией управления движением и Центром фирменного транспортного обслуживания, разработаны регламенты взаимодействия с грузоотправителями и операторами подвижного состава. Все регламенты и инструкции свели в Единый технологический процесс (ЕТП) дороги. Так сформировался основной пакет документов "дорожной карты".

Структура документа позволяет увидеть технологический процесс эксплуатационной работы дороги в целом. Разработка ЕТП будет реализовываться поэтапно. В октябре мы завершим детализацию всех бизнес-процессов до линейного уровня. И к 1 декабря будет сформирована актуализированная версия ЕТП, соответствующая нормативному графику движения поездов.

Усилить эффект за счет снижения затрат

Уже в первом полугодии за счет принятых мер нам удалось повысить качество эксплуатационной работы.

Так, участковая скорость выросла к уровню прошлого года на 5,9%, среднесуточный пробег локомотива – на 10,6 км, или на 1,6%. Простой транзитного вагона с переработкой в среднем по сортировочным станциям снижен на 4%, без переработки – на 6%.

Дальнейший рост производительности труда, эффективности эксплуатационной работы и объемы перевозок будут зависеть только от слаженной работы всех подразделений дороги. Поэтому одна из составляющих оптимизации эксплуатационной работы – снижение затратности производственных процессов. Для этого организация перевозочного процесса проводится с применением проектного подхода и инструментов бережливого производства.

А для консолидации ключевых хозяйств на выполнение задания по отправлению вагонов, соблюдение времени их простоя, повышение роли начальника станции на шести сортировках созданы комплексные бригады и изменены подходы к мотивации труда работников трех филиалов, входящих в их состав. Успешно работают 22 узловые рабочие группы.

Стратегия развития холдинга предусматривает переход в работе РЦКУ к корпоративной координации процессов. И определяющую роль здесь играют региональные оперативные комиссии. Могу сказать, что именно выработанные на этой площадке инициативы позволили принять решения о разработке и внедрении новых транспортных продуктов и услуг, улучшить безопасность движения, в частности сократить количество событий в целом по дороге на 3% и на 67% – отказы технических средств.

Сохранять высокий результат каждый день – сложная задача. Но, подводя итог сказанному, хочу отметить, что сегодня дорога готова к освоению дополнительных объемов работы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.06.2015