19-11-15 / 2015
Новости отрасли
Программа одна для всех

Пять лет назад в ОАО "РЖД" стартовала программа "Бережливое производство".

Экономическая отдача проектов бережливого производства измеряется сегодня сотнями миллионов рублей. Проекты должны внедряться, а не лежать на полкеТогда в ее реализации приняли участие первые подразделения сети с необычными для того времени проектами по улучшению технологических процессов. В конце 2010 года были подведены итоги этой работы: экономический эффект от внедрения предложений и проектов составил чуть более 4 млн руб.Сумма для

огромной компании "РЖД" более чем скромная, но это было только начало большого пути "бережливого производства" по сети железных дорог. Начинание прижилось в компании. Его поддержали рядовые железнодорожники и руководители подразделений. Через год число участников программы выросло более чем в два раза и продолжает увеличиваться с каждым годом.

На данный момент в программе "Бережливое производство" участвуют 1886 подразделений всех 16 дорог сети.

Семимильными шагами растет и экономический эффект от внедрения проектов улучшений технологических процессов. За 10 месяцев текущего года он составил более 800 млн руб. На сети дорог уже реализовано 3001 проекта бережливого производства, еще 1295 находятся в стадии внедрения.

За эти пять лет изменились не только цифры, отражающие количество участников и проектов улучшений технологических процессов, но и сама концепция программы "Бережливое производство в ОАО "РЖД".

Начиная с 2014 года массовое применение на сети нашли межфункциональные проекты. Филиалы, региональные дирекции и другие подразделения компании получили уникальную возможность объединить свои усилия с целью улучшения технологических процессов.

Теперь рамки тиражируемых проектов бережливого производства не ограничиваются участком работы одного или нескольких подразделений, а охватывают огромные территории и тысячи километров пути.

По словам заместителя начальника департамента технической политики ОАО "РЖД" Артура Акопяна, созданная в рамках программы бережливого производства система проектного мониторинга (СПМ) позволила многократно облегчить взаимодействие и участие филиалов, дорог и подразделений в улучшении технологических процессов.

Она дала возможность перейти на безбумажные технологии в процессе передачи данных, ведения статистики, обмена опытом всех участников проекта по уменьшению издержек и росту показателей экономической эффективности в компании.

"Благодаря системе проектного мониторинга команды проектов дорог получили возможность знакомиться с предложениями своих коллег на сети и тиражировать их у себя", – говорит Артур Акопян.

На данный момент в компании около 150 проектов получили статус тиражируемых и успешно применяются на сети.

Лучшие из них ежегодно участвуют в конкурсе "Бережливое производство в ОАО "РЖД". В прошлом году победителем в нем стала Восточно-Сибирская дорога. Итоги нынешнего состязания самых достойных идей и предложений с дорог будут подведены в начале декабря, а награждение победителей состоится на заседании правления ОАО "РЖД" в конце года. В настоящее время для участия в конкурсе отобрано 323 проекта. Лауреаты "поединка проектов" становятся обладателями необычных призов. Им вручают сертификаты на получение вагонов сопровождения для путевых машин, автомобилей, комплекты ручного инструмента и другие ценные подарки.

Однако, как отмечалось на "круглом столе", проходившем недавно в пресс-центре Издательского дома "Гудок", по вопросам реализации программы внедрения технологий бережливого производства в ОАО "РЖД", путь участников команд проектов не всегда завершался цветами и призами. Нередко встречаются на нем и тернии, об этом говорили участники мероприятия.

По словам Артура Акопяна, несмотря на широкий спектр различных поощрений участников программы бережливого производства, в мотивации остаются "узкие места".

Прежде всего они касаются денежных выплат за экономический эффект от внедрения проектов. В настоящий момент этот процесс регулируют "Рекомендации по организации дополнительного премирования работников филиалов ОАО "РЖД" за результаты внедрения бережливого производства". Однако не на всех дорогах они почему-то применяются одинаково эффективно.

По словам выступавшего за "круглым столом" главного инженера Южно-Уральской дороги Анатолия Храмцова, суммы мотивационных выплат на магистрали ежегодно растут. Начальник службы технической политики Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Роман Райзер сообщил, что на данный момент объем мотивационных выплат в его филиале составляет весьма внушительную сумму – около 700 тыс. руб.Однако так происходит не везде. Звонок из редакции на

Калининградскую дорогу подтвердил это предположение.

По словам начальника службы технической политики этой магистрали Владимира Тембера, дополнительное премирование на основе действующих распоряжений и рекомендаций трудно применять.

Дело в том, что главным условием премирования является корректировка бюджета структурного подразделения на сумму, полученную в результате внедрения проекта бережливого производства в размере 100%. Только после этого поступают премиальные, но уже в размере 50% от первоначальной суммы экономического эффекта.

"В условиях существующего дефицита финансирования подразделения неохотно идут на такой шаг, предпочитая оставлять полученную сумму экономии на другие неотложные нужды", – констатирует сложившуюся ситуацию Владимир Тембер.

При рекомендациях, которые сложно выполнить, руководству подразделениями приходится искать другие источники для премирования участников проектов бережливого производства (фонд оплаты труда, специальный фонд начальника дороги и т.д.), совсем не предназначенные для этих целей.

По мнению заместителя начальника департамента технической политики ОАО "РЖД" Артура Акопяна, можно, да и, по-видимому, нужно рассмотреть вопрос о создании отдельного фонда бережливого производства. Но для этого необходимо найти источники его финансирования. Такой фонд мог бы упростить процедуру выплат премиальных участникам проектов улучшения производственных процессов.

Однако, возможно, это не единственное решение. По словам главного инженера Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава ОАО "РЖД" Сергея Берга, есть много вариантов решения проблемы мотивации, в том числе и специальный фонд бережливого производства. Однако надо исходить из реалий сегодняшнего дня. На данный момент источники для премирования есть, они известны, ими и надо пользоваться, что не отменяет необходимости дальнейшего совершенствования всего процесса мотивации.

Рекомендации по премированию работников за результаты внедрения проектов бережливого производства появились пять лет назад, на заре зарождения этого движения в компании. Три года назад в них внесли изменения. Возможно, теперь нужны новые.

По словам Артура Акопяна, все поступающие предложения по упрощению или изменению процесса мотивации работников незамедлительно рассматриваются, идет поиск решения этой проблемы.

Но, помимо системы премирования, есть и другие "узкие" места.

По словам главного инженера Южно-Уральской дороги Анатолия Храмцова, возникают сложности и при реализации межфункциональных проектов. Почти в каждый из них, чтобы получить экономический эффект в будущем, надо сегодня вложить определенные средства, а их часто нет. В результате внедрение проекта тормозится, а выгода упускается.

На "круглом столе" главного инженера поддержал начальник службы технической политики Центральной дирекции управления движением Роман Райзер.

По его мнению, первоначальное вложение капитала в некоторые межфункциональные проекты – единственное решение на сегодняшний день, которое даст возможность их реализации.

Между тем при запуске в работу межфункциональных проектов есть еще одна проблема. В них участвуют практически все хозяйства двух или более дорог, однако самый большой экономический эффект получает только часть подразделений.

"В основном это хозяйства перевозок. Именно за счет их работы компания получает основную прибыль", – говорит Анатолий Храмцов.

По его словам, многие другие подразделения, участвующие в межфункциональном проекте, только несут расходы на его реализацию. Это несправедливо, но проблема не решена до сих пор.

Участники "круглого стола" в результате обсуждения пришли к общему выводу, что уже при подготовке межфункциональных проектов должны просчитываться экономические эффекты и расходы всех сторон и сниматься спорные вопросы. Только после их устранения можно рассматривать механизм реализации проекта или идеи улучшения производственного процесса.

Кроме того, во главе проектов, тиражируемых или межфункциональных, должен кто-то стоять: руководить командой участников, обосновывать целесообразность своего предложения, если надо, стучаться во все двери, открытые и закрытые, чтобы доказать свою правоту.

Начальник технической службы Центральной дирекции инфраструктуры Михаил Звягин не случайно поднял тему роли лидера, руководителя проекта.

По его мнению, с которым согласились заместитель главного инженера Московской дороги Виктор Блинов и другие участники "круглого стола", проект бережливого производства имеет больше шансов воплотиться в жизнь, если во главе его стоит руководитель подразделения.

Вместе с тем Анатолий Храмцов привел пример, когда проект не начальника, а мастера путевой машинной станции по переукладке путей за два года был растиражирован по всей сети дорог.

Конечно, возможностей у руководителя предприятия добиться реализации проекта больше, чем у рядового работника. Однако если мастер окажется не робкого десятка, а его проект поддержит более высокое руководство, чем начальник путевой машинной станции, то он вполне может добиться того же результата.

Другое дело, что надо создать условия, в том числе и с помощью системы проектного мониторинга, чтобы ни одна здравая идея или ценнное предложение не лежали месяцами и годами в "долгом ящике", а рассматривались и внедрялись незамедлительно.

В ходе дискуссий за "круглым столом", а их было пять в повестке дня, прозвучали и другие темы.

Например, в докладе Виктора Блинова сравнивались экономические эффекты от рационализаторских предложений работников и от проектов по улучшению технологических процессов. Оказалось, что участники программы бережливого производства почти в четыре раза уступают рационализаторам по достигнутому экономическому эффекту.

Президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин видит причину такой разницы в истории рационализаторского движения. Его начало уходит корнями еще в декреты 1920 года, когда молодое советское правительство уделяло большое внимание качеству отечественной продукции. Поэтому рационализаторство более развито, имеет давние традиции. А по мнению Виктора Блинова, рационализация и бережливое производство имеют схожие задачи – снижение издержек производства и повышение производительности труда.

В ходе завязавшейся дискуссии руководитель консалтинговой группы "Финекс" Антон Воробьев заметил, что на "мельницу" повышения качества работ, улучшения производственных процессов "льют воду" применяемые в компании стандарты ISO и IRIS.

А исполнительный директор Всероссийской организации качества Юрий Самойлов заявил, что, по его мнению, РЖД созрели для создания производственной системы непрерывного совершенствования. В ОАО "РЖД" есть много механизмов со схожими функциями (бережливое производство, рационализаторское движение, ISO, другие стандарты, бережливые системы, 3Э – энергоэффективность, энергосбережение, экология), все они могут иметь одного интегратора, чтобы двигаться единым фронтом в одном направлении.

Всероссийская организация качества в 2014 году провела по просьбе Центральной дирекции инфраструктуры обследование Забайкальской дороги. "Оно показало огромный потенциал ее работников, готовых вносить позитивные перемены в производственные процессы, снижать издержки в работе, повышать производительность труда", – говорит Юрий Самойлов.

По его словам, интерес к подобному обследованию недавно выразила и Октябрьская дорога.

Участники дискуссии согласились с тем, что не воспользоваться инициативой и желанием сотрудников работать с огоньком было бы досадным упущением.

В заключительном слове на "круглом столе" Артур Акопян назвал состоявшее обсуждение полезным. По его мнению, все прозвучавшие в ходе дискуссий предложения будут рассмотрены в рамках реализации программы "Бережливое производство в ОАО "РЖД".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.11.2015