28-11-14 / 2014
Новости отрасли
Прогнозы на завтра

Об этом, в частности, шла речь на заседании Центрального межрегионального координационного совета, которое состоялось 25 ноября.

В 2015 году Юго-Восточная магистраль ожидает рост погрузки строительных грузов, нефтепродуктов и цемента. Участие в нем приняли представители Юго-Восточной и Московской железных дорог, грузоотправителей, операторов подвижного состава, региональных органов власти.

Участники Центрального межрегионального координационного совета подробно обсудили вопросы освоения потенциальной грузовой базы в регионах обслуживания, своевременной доставки грузов и порожних вагонов, а также ритмичности перевозочного процесса. Не обошли вниманием и уже наболевший вопрос о полной компенсации потерь в доходах от пригородных пассажирских перевозок.

Отрицательные факторы Сопредседатель совета, и.о. начальника ЮВЖД Евгений Васин доложил о работе Юго-Восточной магистрали.

– Как и в прошлом году, работа на полигоне дороги ведется на фоне кризисных явлений в макроэкономике, что требует постоянного изыскания внутренних резервов, экономии расходов по всем видам деятельности и эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов, – подчеркнул он.

Впрочем, даже несмотря на непростые условия, юговосточники выполняют установленные бюджетные показатели. Так, с начала года дорога отгрузила 69,2 млн тонн различных грузов; эксплуатационный грузооборот составляет 71 млрд тонно-километров нетто.

Выполнение основных показателей использования подвижного состава складывается так: участковая скорость – 38,4 км/ч, производительность локомотива – один миллион 704 тысячи тонно-километров брутто, средний вес поезда – 3934 тонны среднесуточно.

– Однако при общей положительной тенденции в выполнении плановых заданий с начала года в период июля – сентября, как и в прошлом году, допущено снижение качества эксплуатационной работы дороги, – констатировал Евгений Васин.

Причем, в текущем году на ситуацию повлияли еще два фактора. Первый: передача локомотивов на сервисное обслуживание в филиал «Южный» ООО «ТМХ-Сервис», с чем было связано множество проблем. Второй фактор – нестабильная политическая обстановка в соседней Украине, что привело к отклонению на главный пассажирский ход дороги Ряжск – Чертково дополнительно шести пар пассажирских поездов, а также назначению дополнительных разовых поездов для вывоза пассажиров с территории Украины и засылки и возврату порожних пассажирских вагонов.

По словам и.о. начальника ЮВЖД, рост обмена пассажирскими поездами по стыку Чертково к 2013 году составил 8 %, а в августе (при заложенных в нормативном графике 55 парах пассажирских поездов) в отдельные сутки их количество доходило до 67.

Где убавили, а где добавили Анализируя работу Юго-Восточной магистрали с начала года, можно сделать вывод, что самые большие потери наблюдаются в погрузке нефтепродуктов – более 723 тысяч тонн или 33 %. По мнению специалистов, это связано, в первую очередь, со снижением отгрузки на экспорт в адрес портов Северного Кавказа у грузоотправителя «Транснефть-Логистика».

Также снижена погрузка строительных грузов (на 1,4 млн тонн или 14,5 %). Кроме широко известной причины – окончания строительства олимпийских объектов – есть и другая: отсутствие платежеспособных потребителей продукции у грузоотправителя ОАО «Павловск Неруд». При этом остатки готовой продукции у предприятия на текущий момент составляют 77 тысяч тонн щебня и семь миллионов тонн отсева.

На 426 тысяч тонн или на 10,4 % меньше стали грузить цемента. Причины снижения объемов те же, что и строительных грузов.

Наряду с этим Юго-Восточная с начала года увеличила погрузку руды железной (на 568 тысяч тонн или на 2 % ). В этом железнодорожникам помогли металлурги Стойленского и Лебединского комбинатов: Стойленский ГОК увеличил поставки в адрес Китая, Лебединский – в адрес Японии.

Возросла погрузка зерна (на 700 тысяч тонн или на 41,6 %). Причина тому – хороший урожай зерновых и рост цен на пшеницу.

Перспективы 2015-го По словам Евгения Васина, опираясь на прогнозы основных грузоотправителей, в 2015 году можно спланировать рост объема погрузки строительных грузов (на 336,6 тысячи тонн или на 3,4 %,). Ожидается общее улучшение ситуации в строительной индустрии.

«Подрастут» и отстающие в текущем году нефтепродукты (на 92 тысячи тонн или на 5 %). Удерживать нефтяные цены от коррекции будет растущее потребление энергоресурсов со стороны развивающихся стран.

Возрастет также погрузка цемента (на 499 тысяч тонн или на 12 %). Об этом свидетельствует наметившееся оживление в жилищном строительстве; ожидается, что крупные инфраструктурные проекты, «спортивные стройки» приведут к росту потребления цемента и, соответственно, цен на него.

А вот вероятное снижение объемов железнодорожники и грузоотправители прогнозируют по двум номенклатурам. На 77 тысяч тонн или на 20 % уменьшится на дороге погрузка химикатов. Причины – увеличение квот отгрузки по аммиакопроводу у ОАО «Минудобрения» и ЗАО «Сибур-Транс» и снижение платежеспособного спроса у потребителей продукции.

Очевидно, будет снижение погрузки черных металлов (на 199 тысяч тонн или на 1,3 %), причиной чему послужит уменьшение их отгрузки в страны Еврозоны.

По этой же причине прогнозируется снижение отгрузки руды железной на 182 тысячи тонн или на 0,5 %.

Конкурентоспособный продукт Своим видением ситуации также поделились грузоотправители, озвучив ряд проблемных моментов. Так, по словам эксперта ОАО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» Александра Фатьянова, представляющего компанию – экспортер зерна, существуют проблемы с железными дорогами по согласованию заявок.

– Заявки согласовываются, но с переносом дат. Таким образом, мы уходим от планов перевозки зерна, поскольку одновременно нам надо планировать еще и подвод кораблей под погрузку. В результате в порту коллапс из-за переноса дат погрузки, – пояснил Александр Фатьянов.

При этом деловые партнеры рассчитывают на активную совместную работу не только в декабре, но и в следующем году (в том числе, в период «ленивого» января). По его мнению, расслабиться не даст большое количество продукции, которую нужно доставлять потребителям.

Разумеется, обсуждая проблемы рабочих взаимоотношений деловых партнеров, участники заседания не могли обойти стороной тему автоперевозок. По мнению председателя Центрального межрегионального координационного совета, начальника Московской железной дороги Владимира Молдавера, переход крупных грузоотправителей с автотранспорта на железнодорожный неизбежен по той причине, что власти обратили пристальное внимание на соблюдение весовых норм большегрузами.

– К примеру, в Свердловской области очень жесткий весовой контроль. Думаю, к этому придут и в других регионах, – заявил Владимир Молдавер.

Более того, в настоящее время Минтранс разрабатывает поправки в Кодекс об административных правонарушениях в части перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом. В частности, за перегруз ведомство планирует штрафовать собственника грузового автомобиля. Кроме того, за нарушения на дорогах ответственность будет нести и грузоотправитель, который не должен допускать, чтобы с его предприятия выходили уже заведомо перегруженные машины. Согласно проекту, подлежит ответственности и уклонение от прохождения весогабаритного контроля. По данным Минтранса, предлагаемые изменения позволят снизить негативное воздействие грузового транспорта на состояние дорог, а также улучшить государственный контроль в секторе.

В такой ситуации вполне вероятно, что часть грузовладельцев переориентируется на железнодорожный транспорт. И в этом случае, по мнению Владимира Молдавера, железнодорожники должны предложить деловым партнерам конкурентоспособный продукт. В частности, это могут быть контрейлерные перевозки, внедрение «твердых» ниток графика. Словом, варианты найти можно, нужно только разработать и просчитать технологию, считают железнодорожники.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Вперёд28.11.2014