22-06-19 / 2019
Новости отрасли
Прогнозом займется машина

Человеческий фактор в планировании грузовых перевозок заменит компьютер.

В рамках форума SAP NOW Казахстан, национальный перевозчик "Казахстан темир жолы" (КТЖ) презентовал проект "Интегрированная система планирования" (ИСП), который увеличит точность и скорость прогнозирования грузовых операций.

Проект ИСП создан на базе SAP HANA (высокопроизводительная платформа для хранения и обработки данных) совместно с центром трансформации бизнеса КТЖ. Система охватывает полный цикл среднесрочного планирования: от прогнозирования спроса, груженых и порожних вагонопотоков и соответствующей выручки до оптимизации транспортных потоков и расчета соответствующих эксплуатационных и финансовых показателей. Все инструменты доступны в едином портале. Заказчиком ИСП является фонд национального благосостояния Казахстана "Самрук-Казына" – единственный акционер КТЖ.

Как рассказал "Гудку" руководитель проекта ИСП Арнур Карибаев, сейчас сбор данных для составления прогноза грузовых операций собирается вручную.

"Ручной процесс занимает больше времени. Теряется много деталей, не используются современные методы подсчета, не используются статистические модели. Все делается по опыту прошлых лет, основываясь на знаниях специалистов, занимающихся этим подсчетом многие годы. Помимо этого, сейчас нет единой методики, по которой следует рассчитывать данные. Каждый работает в своем Excel, на личном компьютере. Мы же внедрим общую платформу, единую систему, где будет весь процесс планирования", – сказал Арнур Карибаев.

Она позволит корпоративным пользователям в любой момент иметь доступ к данным, проводить сценарный анализ среднесрочных планов и выявлять инвестиционные возможности на разных уровнях. Вместо ручного сбора данных планируется использовать современные математические модели и IT-инструменты прогнозирования и оптимизации.

Сейчас проект тестируется в нескольких департаментах КТЖ, внедрение которого на всей железнодорожной сети ожидается осенью 2019 года.

По словам финансового контролера, директора департамента казначейства КТЖ Шолпан Омарбековой, система смоделирует и предложит план перевозок на каждый участок для определенной номенклатуры грузов.

"Повысится детализация планирования вплоть до уровня направления вагонов, по родам грузов и видам подвижного состава, а также тяги с учетом пропускной способности путей. Мы сможем использовать потенциал данных и реализовать его в виде конкретных планов для каждого структурного подразделения и маршрутов. Вторая задача – спрогнозировать потребности в ресурсах и установить контроль за их потреблением.

В связи с этими двумя задачами проект предполагает в автоматическом режиме оптимизацию вагонопотоков и локомотивной тяги", – сказала Шолпан Омарбекова.

Арнур Карибаев объяснил, что ИСП автоматизирует годовое и среднесрочное планирование (от одного года до пяти лет).

"Например, мы берем историю перевозок угля за последние пять лет и ряд макропоказателей, например ВВП, уровень производства угля в Китае, уровень жизни в стране, средняя температура за этот период. Машина делает расчет на основе исторических данных. Исходя из этого, мы знаем, какие факторы влияют на конкретные номенклатуры грузов при планировании перевозок. Затем эти прогнозные данные "примеряем" на следующие годы и строим прогнозную модель: когда и в каком объеме будем перевозиться уголь. Так же мы просчитываем варианты и с другими видами грузов", – рассказал руководитель проекта.

Благодаря новой системе у КТЖ появится несколько сценариев для прогнозирования грузовых операций. Например, если курс доллара возрастет, закроется граница, и транзит упадет до нуля. Поскольку автоматический расчет занимает не более недели, перевозчик сможет просчитать сотню таких сценариев. По словам Арнура Карибаева, ручной процесс сейчас предполагает три таких сценария: базовый, пессимистичный и оптимистичный.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.06.2019