28-01-15 / 2015
Новости отрасли
Прогноз прежний

Несмотря на девальвацию рубля и хороший экономический эффект для угольных компаний, в Минэкономразвития и ОАО «РЖД» не ожидают существенного роста добычи и железнодорожных перевозок топлива. Это связано со снижением цен на мировом рынке и усилением конкуренции.

Если перевозки угля и вырастут, то незначительно . В прошлом году увеличение добычи угля в России, по данным Минэнерго, составило 1,5%, причем прирост этот дал исключительно экспорт, потому что закупки основными внутренними потребителями были даже ниже уровня 2013 года. Это отразилось и на железнодорожной погрузке. На экспорт железнодорожным транспортом было отправлено 151,3 млн тонн (плюс 7,3%).

Сегодня Минэкономразвития дает очень сдержанный прогноз по добыче: в течение 2015–2017 годов она должна увеличиться всего на 1,1% в годовом исчислении, то есть практически рост останется таким же, как и в прошлом году. Экспорт при этом увеличится лишь на 0,7%.

Эксперты министерства указывают ряд причин.

Во-первых, это снижение емкости рынка Китая, у которого серьезные планы по улучшению экологии крупных городов. Так, Поднебесная ввела импортные пошлины на уголь (6% на энергетический, 3% – на коксующийся и антрацит), запретила импорт низкокачественного угля. Это уже привело к падению импорта: если в первом полугодии 2014 года он еще вырос на 1%, то во второй половине зафиксировано снижение на 9,5%. Наоборот, Китай активно пытается нарастить экспорт, для чего снизил введенный в 2008 году экспортный налог с 10% до 3%. По итогам 2014 года экспортные железнодорожные перевозки в Китай упали на 16%, до 12,5 млн тонн. И в 2015 году наш сосед намерен ужесточить ограничение на ввоз низкокачественного угля.

Во-вторых, в Восточной Азии сохраняется профицит энергетического угля, что позволит ряду государств фактически безболезненно принять нормы, ужесточающие требования к качеству.

В-третьих, ранее эксперты возлагали большие надежды на Индию как крупного экспортера. Однако министерство энергетики этой страны заявило о намерении существенно сократить этот импорт за счет наращивания собственной добычи. Ведущая угледобывающая компания Coal India намерена вдвое увеличить добычу к 2019 году и довести ее до миллиарда тонн.

Наконец, эксперты полагают, что конкуренция на мировых рынках угля будет только усиливаться, а российские компании (особенно кузбасские – за счет больших транспортных расходов) вовсе не являются лидерами в конкурентоспособности.

Значительная девальвация рубля дала отечественным угольщикам некоторую фору. Согласно докладу крупнейшей мировой банковской корпорации Citi Group они получили преимущество над своими конкурентами до $20 за тонну. Стоимость доставки из Кузбасса стала конкурентоспособной по сравнению с морской. Однако в Колумбии и ЮАР в конце 2014 года местная валюта также была девальвирована, а в Австралии сейчас проводится политика модернизации отрасли, внедрения новых технологий добычи и доставки угля в порты, что ведет к снижению себестоимости топлива.

Позиция российского Минэкономразвития согласуется и с прогнозами Мирового энергетического агентства (МЭА), согласно которым в среднесрочной перспективе темпы роста мирового спроса на энергетический уголь будут замедляться. Вдобавок к вышеперечисленным причинам агентство отмечает и сокращение спроса в Европе и США. К концу 2018 года спрос там упадет на 6%.

«Согласно отраслевым оценкам, российские угледобывающие компании в текущем году не планируют существенно изменять структуру продаж угля, – указывает заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Старых. – Мировой рынок по-прежнему будет приоритетным направлением реализации российского угля. Однако на фоне сформировавшегося профицита практически на всех направлениях поставок угольной продукции, а также ограничений китайской стороны на импорт российским угольным компаниям будет крайне сложно нарастить экспорт».

Сегодня крупнейшие российские угольные компании отказываются обнародовать и комментировать свои планы добычи на 2015 год, указывая на непредсказуемость рынка и экономической конъюнктуры. Только «Мечел» обнародовал прогноз по увеличению добычи конкретно с Эльгинского угольного месторождения почти вдвое – до 3–3,5 млн тонн. Весь этот объем пойдет на БАМ и далее в порт на экспорт. Такая неопределенность создает немалые сложности для ОАО «РЖД» в плане прогнозирования перевозок. Однако сейчас крупные угольные компании сами работают по краткосрочным договорам и еще ведут переговоры со своими контрагентами.

Как пояснила генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД» Елена Кунаева, приходится коренным образом перестраивать свою работу.

«Мы делаем акцент на адресную работу с каждым клиентом, вводя институт менеджеров, – говорит Елена Кунаева. – Именно через них будем осуществлять мониторинг над спотовыми контрактами, смотреть за изменениями на рынке и рассчитывать, как они повлияют на перевозки. В связи с этим будет серьезно меняться и система планирования. Если раньше большой акцент мы делали на обобщенную оценку, то теперь по данным работы таких менеджеров мы намерены существенно улучшить и повысить эффективность краткосрочного и среднесрочного мониторинга, чтобы своевременно фиксировать тенденции».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.01.2015