06-04-19 / 2019
Новости отрасли
Профсоюз торопит индексацию

Железнодорожники Украины просят автоматически регулировать тарифы в зависимости от инфляции в стране.

Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей Украины обратился в правительство с требованием срочно проиндексировать грузовые тарифы и в дальнейшем делать это автоматически в зависимости от уровня инфляции. Мера должна позволить инвестировать средства в обновление основных фондов АО "Укрзализныця" (Украинская железная дорога, УЗ) и улучшить условия труда и социальные гарантии работников.

Отраслевой профсоюз поспешил высказать свою позицию, так как в настоящий момент в правительстве обсуждается проект приказа о проведении ежегодной автоматической индексации (см. другой материал на этой полосе). Документ размещен на официальном сайте Министерства инфраструктуры республики 1 февраля, им предусматриваются рост железнодорожного тарифа в 2019 году на индекс промышленных цен 2018 года в размере 14,2% и ежеквартальная автоматическая индексация на 2,5% в течение года.

Проект вызвал неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе, поэтому в правительстве создана специальная рабочая группа, которой профсоюз представил свои аргументы.

Как пояснил "Гудку" первый заместитель председателя профсоюза Александр Мушенок, в течение более 25 лет железнодорожный транспорт работает без государственной поддержки, несмотря на то, что закон "О железнодорожном транспорте" предусматривает выделение средств из государственного бюджета на эти цели.

В результате стремительно растет разрыв между ценами на продукцию, которую потребляет отрасль, и грузовыми тарифами, регулируемыми государством. Таким образом, расходы компании растут быстрее, чем доходы, а потребность в обновлении основных фондов колоссальная. Сейчас средний возраст электровозов составляет 40,6 года при нормативном сроке 30 лет, магистральных тепловозов – 30,7 года при нормативе 20 лет, маневровых тепловозов – 35,8 года при нормативном сроке 25 лет.

Кроме того, УЗ не получает возмещения разницы между экономически обоснованными и государственно регулируемыми тарифами за пассажирские перевозки. Так, в 2018 году на субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых направлено более 11 млрд гривен ($405,2 млн), а по прогнозу на 2019 год эта сумма составит более 12 млрд гривен ($405,2 млн). При этом в прошлом году государство компенсировало только 13% затрат.

"В конце концов эти нерешенные проблемы становятся причиной значительного оттока квалифицированных кадров, в том числе из-за неконкурентной зарплаты железнодорожников по сравнению с ведущими отраслями, и дополнительным грузом ложатся на плечи работников, которые добросовестно и ответственно относятся к выполнению своих должностных обязанностей, обеспечивают бесперебойное движение и безопасность перевозок. Автоматическая индексация тарифов позволит постепенно уменьшать разрыв между уровнем цен на продукцию и железнодорожными тарифами, поскольку ее предлагается осуществлять ежеквартально постфактум на уровень индекса цен производителей на основе официальных данных Госкомстата", – уверен Александр Мушенок.

Он также подчеркнул, что консолидированная позиция отраслевого профсоюза совпадает с оценкой ситуации руководства дороги, которое стало инициатором "тарифной грузовой реформы". Как ранее заявлял председатель правления УЗ Евгений Кравцов, автоматическая индексация позволит компании получить средства на обновление подвижного состава и инфраструктуры, чтобы удовлетворить потребности экономики в перевозках.

Кстати, Министерство инфраструктуры поддержало предложение компании. По предварительным оценкам ведомства, индексация может принести УЗ 10 млрд гривен ($368,17 млн). Однако на дополнительные траты не готов идти бизнес. В частности, против активно выступают зернотрейдеры. По мнению президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, автоматическая индексация подорвет всю систему ценообразования на зерновом рынке, так как не менее трети всего зерна закупается по форвардным контрактам, то есть до сбора урожая. "Для нас важно планировать и понимать, во сколько обойдется логистика в сентябре, октябре, ноябре. Не зная точных размеров тарифов, нельзя прогнозировать и цену для форвардных контрактов. Таким образом, зернотрейдеры будут закладывать риски по логистике в закупочные цены, а это приведет к снижению рентабельности при производстве зерна", – считает Николай Горбачев.

Представителей бизнеса поддержала руководитель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина, которая отметила, что должны быть прозрачность любых решений по грузоперевозкам и прогноз по изменению тарифов.

Как уточнил Александр Мушенок, в настоящий момент отраслевые бизнес-ассоциации подготовили свои заключения по проекту и передали их в экспертную группу. Итоговое решение по документу планируется принять в начале апреля, без привязки к точной дате.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.04.2019