23-05-13 / 2013
Новости отрасли
Профицит для клиента не должен быть проблемой

Фарид Хусаинов, заместитель председателя НП ОЖдПС, к.э.н., доцент кафедры «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ МИИТа

Избыток вагонов, по словам ряда участников проекта «Индекс качества», стал одной из проблем первого квартала 2013 года. Это довольно странно, потому что наш опыт общения с грузоотправителями говорит об обратном.

Клиенты поддерживают профицит, благодаря которому конкуренция между операторами усиливается, и это не дает повышаться ставкам или, более того, приводит к их уменьшению, что, очевидно, выгодно грузоотправителям. Подобное снижение, кстати, подтверждает тезис о благотворности конкуренции для транспортного рынка (вопреки все более распространяющемуся мнению о "вреде" от "избыточной" конкуренции).

Замечу, что в представленном исследовательской группой отчете говорится, что в первом квартале рыночные ставки могли быть на 30-40% ниже Прейскуранта 10-01, что, как заявляют грузоотправители, делает парк ВСП неконкурентоспособным по цене. Причина наблюдаемого снижения ставок - как раз профицит вагонов.

Можно добавить, что участники опроса, выставляя высокие баллы по критерию "стоимость услуг", говорили, что рост оценок "вызван исключительно ценовой политикой операторов". Однако необходимо отметить, что в этой ситуации ОАО "РЖД" как минимум не делает резких негативных движений, благодаря чему удовлетворенность клиентов по данному критерию растет.

Кроме того, важным фактором увеличения данного показателя, а также общей удовлетворенности рынка динамикой цен является и то, что идея единого СРО операторов, предложенная некоторое время назад с целью "картелизации рынка", не получила поддержки и конкуренция была сохранена.

В отчете за первый квартал отдельно отмечена конкуренция железнодорожного и автомобильного транспорта. При этом говорится, что увеличилось количество комментариев респондентов на тему ухода грузов на шоссе. На самом деле эта тенденция хорошо подтверждается не только опросами, но и данными Росстата. Причем если в 2001-2009 годах тенденция ухода не была мейнстримом, то в последнее время это стало достаточно распространенной стратегией, которая хорошо фиксируется и измеряется даже на уровне имеющихся статистических данных (увы, неполных в связи с неполнотой учета перевозок автотранспортом).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.05.13Важный эффект