03-11-10 / 2010
Новости отрасли
Процесс приватизации госактивов на ж/д транспорте будет в ближайшее время затрагивать дочерние компании РЖД, и лишь после этого начнётся...

- Игорь Евгеньевич, как бы вы прокомментировали перспективы приватизации дочерних компаний ОАО "РЖД" в сфере перевозок?

- Сейчас рассматриваются Первая грузовая компания и "ТрансКонтейнер". Надо, прежде всего, четко определиться со стоимостью активов ПГК. По планам мы должны выйти на рынок в первом квартале 2011 года. Самый поздний срок - первое полугодие. Потому что деньги от приватизации этих структур уже заложены в инвестиционную программу, которую в случае сбоя приватизации ОАО "РЖД" в следующем году не сможет выполнить в полном объеме.

- О каком порядке цифр может идти речь в смысле рыночной стоимости Первой, а затем и Второй грузовых компаний?

- Пока не могу сказать, идет оценка. После ее завершения мы уже четко будем понимать, какой стоимостью оперируем. Затем мы должны утвердить ее на совете директоров ОАО "РЖД". Причем оценку проводят эксперты, уполномоченные Министерством экономического развития, которое в свою очередь и определит тот пакет ПГК, который будет выставлен на продажу. Если же говорить о Второй грузовой компании, то она пока еще не сформировалась, и поэтому о приватизации говорить рано.

- А каковы перспективы приватизации самого ОАО "Российские железные дороги"? О продаже какого пакета акций в обозримом будущем может идти речь? - Все прописано в прогнозном плане приватизации, он скоро должен выйти. Речь идет об акциях материнской компании, составляющих 25%. Это очень большие деньги. Не думаю, что такой пакет может быть сразу реализован на рынке. В лучшем случае на сегодняшнем рынке можно реализовать 10% акций самих РЖД. Но и это может произойти только после выполнения всех плановых действий по дочерним компаниям. То есть сначала приватизируют "дочек", и только потом идет материнская компания. На этот процесс потребуется несколько лет.

- Кто, по вашему мнению, в принципе может стать покупателем этих 10% акций?

- Я предполагаю, что это могут быть или портфельные инвесторы, или инвестиционные банки. Не думаю, что появится какой-то стратегический инвестор. Потому что, во-первых, речь идет о большой сумме, а во-вторых, все-таки РЖД - это государственная компания. Государство должно быть инвестором такой стратегической компании. Скорее всего, покупателями явятся инвестиционные банки, которым будет интересно размещение таких больших денег.

- А если спрос превысит 10%? - Вряд ли сейчас найдутся инвесторы, готовые вкладывать больше. Хочу еще отметить, что реформа, которая сегодня реализуется на железнодорожном транспорте, должна будет показать эффективность работы материнской компании. И это все повлияет на оценку. Как, скажем, компания будет без вагонов работать?

- В этом плане, как известно, РЖД предлагают для координации перевозок частными грузовыми компаниями услуги Центра фирменного транспортного обслуживания.

- Это правильный путь. Более того, железнодорожники стран СНГ сейчас говорят: нужен единый координационный центр по управлению перевозками. Конечно, будет нелегко учесть полностью интересы всех. Но без четкой координации оборот вагонов снизится. А это невыгодно не только хозяевам вагонов, но и владельцам грузов.

- Возвращаясь к теме приватизации, можно ли хотя бы теоретически предположить, что ОАО "РЖД" когда-либо полностью перейдет в частные руки?

- У нас даже нет речи о том, что когда-то может быть продан контрольный пакет. Это базовая инфраструктурная государственная компания. Скажем так: компания, которая обязана быть государственной!

Она призвана выполнять такие социальные функции, которые ни один частный хозяйствующий субъект на себя не возьмет.

- А какие еще компании, подведомственные Министерству транспорта, обязаны быть государственными?

- Например, "Росморпорт", у которого сосредоточено имущество всех морских портов. Он тоже в свое время может быть акционирован, как РЖД, и какой-то пакет акций будет продан. Но само имущество всегда будет находиться в собственности государства. Или, например, в наших планах консолидация имущества аэропортов.

Здесь тоже речь может пойти о базовой инфраструктурной компании, способной предложить небольшой пакет акций потенциальным инвесторам. В целом же хочу подчеркнуть: компании, на которых держится вся транспортная инфраструктура страны - железнодорожная, морская, воздушная, - всегда должны управляться государством.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.11.10Не все на продажу