15-03-11 / 2011
Новости отрасли
Процесс передачи оставшейся у РЖД части грузовых вагонов в ВГК приведет к окончательному формированию конкурентного рынка

Формирование рынка ведёт к снижению издержек

В конце 2010 года начался процесс передачи оставшейся у ОАО "РЖД" части грузовых вагонов во Вторую грузовую компанию, что в итоге должно привести к ликвидации инвентарного парка и окончательному формированию конкурентного рынка в сегменте железнодорожных перевозок. Это событие было предусмотрено структурной реформой, к нему долго готовились, но в результате не все оказались готовы, и в первую очередь ресурсовладельцы.

Перспектива отсутствия инвентарного парка и как следствие невозможность отправки грузов по тарифам Прейскуранта № 10-01 вызывает с их стороны жёсткое сопротивление. Всё чаще раздаются жалобы по поводу якобы неизбежного роста транспортной составляющей. В качестве примера указывают на увеличение ставок ПГК по сравнению с Прейскурантом № 10-01, при этом оперируя недостоверными и не подкреплёнными анализом цифрами.

Между тем такие сравнения в принципе некорректны. Ставки операторов включают плату за пользование вагоном с учётом времени нахождения его под грузовыми операциями, тогда как у РЖД эта плата взимается на основании Тарифного руководства № 2 дополнительно к тарифу Прейскуранта № 10-01. В комплексе прейскурантный тариф вместе с данной платой составляет совокупные транспортные затраты при перевозках в инвентарном парке (СТЗ ИП). Это и есть та цена, которую в реальности платит за перевозку грузовладелец.

Плата за пользование вагонами инвентарного парка под грузовыми операциями на путях необщего пользования (на среднее время погрузки/выгрузки), рассчитанная по Тарифному руководству № 2, составляет за вагон: для полувагонов - 4933 руб., цементовозов - 6711 руб., цистерн - 5889 руб., минераловозов - 9378 руб., платформ - 13716 руб., крытых - 19571 руб. Подчёркиваем, грузовладелец несёт эти затраты дополнительно к тарифу Прейскуранта № 10-01.

Сравнение ставок ПГК и СТЗ ИП по итогам 2010 года показало, что первые в среднем на 8% ниже вторых в зависимости от рода вагона и перевозимого груза (чёрные металлы - на 11%, уголь каменный - на 5%, нефтяные грузы - на 7%, щебень - на 18%, цемент - на 9%).

Таким образом, мы видим, что реформирование грузового сегмента железнодорожного транспорта и создание конкурентного рынка с едиными для всех правилами игры способствует снижению транспортных издержек промышленных предприятий.

К сведению

В 2010 году грузоотправители, работавшие с ПГК, сэкономили около 21,2 млрд руб,, в том числе: при перевозке чёрных металлов - 2,5 млрд руб., или

166 руб./т, угля - 3,8 млрд руб., или 39 руб./т, нефтяных грузов - 4,1 млрд руб., или 101 руб./т.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.03.11У оператора дешевле