27-01-22 / 2022
Новости отрасли
Процедура допуска локомотивов на инфраструктуру РЖД – неэффективный и избыточный инструмент

Транспортное сообщество активно обсуждает проект новых

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ). Документ проходит стадию общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru, также идет обмен мнениями в рамках рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере железнодорожного транспорта. Для промышленного железнодорожного транспорта одним из важнейших вопросов, отраженных в ПТЭ, является процедура допуска локомотивов с путей необщего пользования на инфраструктуру ОАО "РЖД". Позиция ассоциации "Промжелдортранс" заключается в том, что процедуру допуска, основанную на фактическом осмотре каждого локомотива, выезжающего с путей необщего пользования, представителем инфраструктуры, следует отменить как избыточную. Анализ реальной практики предприятий – владельцев путей необщего пользования позволяет нам привести целый ряд аргументов.

В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" № 1852р от 11.12.2017 г. услуга по осмотру подвижного состава с целью допуска на инфраструктуру является платной. Общие затраты только членов СРО в 2021 году составили порядка 75 млн руб.

Платный характер процедуры создает риск недопуска локомотивов по финансовой причине. По сути, можно смело сказать, что это плата за пропуск на пути общего пользования. Также стоит отметить, что услуги по осмотру подвижного состава имеют монопольный характер. ОАО "РЖД" является единственным исполнителем, оказывающим эти услуги, то есть имеет доминирующее положение на рынке, в связи с чем должно регулироваться ФАС России.

Обоснованием для введения дополнительных мер по контролю за выездом на железнодорожные пути общего пользования является обеспечение безопасности. Я бы хотел отметить, что безопасность – это приоритет, абсолютная безопасность будет только тогда, когда мы вообще прекратим пользоваться железной дорогой. Необходимо найти баланс между мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности, и затратами на эти мероприятия. Эффективность процедуры допуска можно оценить по показателю выхода из строя подвижного состава, выходящего на пути общего пользования, по причине некачественного ремонта. Такие показатели сегодня считаются в ОАО "РЖД", мы также их анализируем по маневровым локомотивам, и можно отметить, что эффективность этой процедуры низкая. Если вспомнить историю, процедура допуска была как раз придумана не для оценки полноты проведенного ремонта, а для борьбы с контрафактной продукцией, но с течением времени превратилась в полноценную оценку соответствия.

Нельзя не отметить, что инструмент допуска на инфраструктуру дублирует несколько контрольных мероприятий, которые уже были применены к подвижному составу. Это послеремонтные испытания и приемка, которые являются обязательными в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией, проверка при присвоении условного номера клеймения, которая является обязательной в соответствии с ПТЭ, проверка при проведении сертификации процессов ремонта, которая является обязательной для выезжающих локомотивов, плановые и внеплановые проверки со стороны Ространснадздора. То есть уже применяется несколько альтернативных мер, обеспечивающих безопасность эксплуатации локомотивов.

Помимо вышесказанного, существует соблазн применять инструмент допуска в качестве конкурентной борьбы, так как применяется инструмент в отношениях между двумя коммерческими организациями: сторонней организацией и ОАО "РЖД". Локально у ОАО "РЖД" имеется дополнительный парк маневровых локомотивов, которые можно задействовать для замены локомотивов владельцев путей необщего пользования, данная деятельность является дополнительным доходом ОАО "РЖД".

Таким образом, мы считаем процедуру допуска локомотивов на инфраструктуру ОАО "РЖД" неэффективным и избыточным инструментом. Надеемся, что мнение ассоциации "Промжелдортранс" будет учтено в ходе дальнейшего рассмотрения проекта ПТЭ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.01.2022