08-10-15 / 2015
Новости отрасли
Проекты развития транспортной системы жизненно необходимы

Для подавляющего большинства крупных предприятий железнодорожный транспорт не имеет альтернативы: с его помощью доставляется 70–90 массовых грузов руда, металлы, удобрения и др.

Анатолий Чургель, заведующий отделом Совета по изучению производительных сил РАННо если внимательно посмотреть на железнодорожную сеть, то, собственно, "сетью" она является только до Урала. Далее проходят всего две линии – Транссиб и БАМ. Хотя именно в Сибири при численности постоянного населения в 1,6% жителей страны добывается 80% газа, 95% металлов платиновой группы, более 85% никеля и кобальта, около 60% меди. Так что развивать транспортную систему в этом регионе жизненно необходимо. При этом нужно не просто модернизировать существующие виды сообщений, но и находить оригинальные решения. Например, пора вспомнить о водном транспорте, ведь Россия – великая речная страна. Однако из общего потенциала водных путей сообщения, оцениваемого в 1 млн км, сейчас используется лишь десятая часть. Ученые Совета по изучению производительных сил РАН разработали концепцию создания Объединенной водной системы, позволяющей комплексно решить эту проблему, а вместе с тем оптимизировать работу транспортно-энергетического комплекса страны. Причем эта идея не нова. Еще в 1908 году Госдума признала необходимым, чтобы в Министерстве путей сообщения составили классификацию рек, искусственных водяных систем и дорог, а также выработали общий финансовый и технический план их улучшения. Созданная тогда комиссия ставила на первое место внутренние потребности страны, полагая, что основные грузы должны "дешевейшими водными путями достигать русских потребителей". Намечавшиеся тогда планы согласовывались с "существующими и предположенными к постройке в ближайшем будущем рельсовыми сообщениями". Уверен, что такой подход вполне применим и сейчас. Тем более что грузоотправители ждут подобных решений. Например, в Центральной части страны практически нет сырья для производства высококачественного гранитного щебня, поэтому его везут сюда из Северо-Западного региона. В Татарии и Тюменской области нет предприятий по выпуску цемента, хотя там отмечается наибольшее потребление этой продукции после Московского региона и Краснодарского края. А основной поток лесных грузов формируется в восточных регионах, где сосредоточено до 80% запасов деловой древесины. Еще одна проблема, над решением которой по заданию Минпромторга работает коллектив Совета по изучению производительных сил, – утилизация промышленных отходов. Ежегодно в нашей стране их образуется до 4 млрд тонн. Как показывают исследования, значительную часть такого сырья можно успешно перерабатывать, например, в строительные материалы. А дешево перемещать по стране дополнительное количество груза, оседающего сейчас в уродующих природу отвалах, можно будет только при наличии развитой транспортной сети, включающей водные пути сообщения. Стоит отметить, что подобные системы созданы и успешно функционируют в Северной Америке, Западной Европе, в Китае. Они постоянно совершенствуются, пополняются, модернизируются. Так, в 1992 году было открыто сквозное судоходство по системе рек Рейн – Майн – Дунай, в результате чего в Европе образовался международный трансконтинентальный водный путь. В Китае завершается строительство гидроузла "Три ущелья" на реке Янцзы, что позволит присоединить к действующей водной сети более 1,2 тыс. км путей. Совсем недавно в Египте торжественно открыли новую 72-километровую ветку Суэцкого канала стоимостью $8,2 млрд. Ее проложили всего за год на деньги, собранные гражданами этой страны, которые и стали основными акционерами реализованного проекта. Не сомневаюсь, что наша страна также нуждается в подобных амбициозных, но вместе с тем продуманных и научно обоснованных "проектах развития", способных объединить всех россиян.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.10.2015