25-02-11 / 2011
Новости отрасли
Проектирование магистрали «Кызыл-Курагино» повысило интерес потенциальных инвесторов к экономике Тувы

Интервью с первым вице-премьером Тувы Сергеем Теном о состоянии и перспективах инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы республики Тыва». Разговор состоялся на VIII Красноярском экономическом форуме, который прошел с 17 по 19 февраля:

- Ясно, что инвестиционная привлекательность Республики Тыва полностью зависит от транспортной доступности. Удалённость и сложная транспортная составляющая оставили республику практически нетронутой для развития экономики. Наша минерально-сырьевая база очень богата и анализ показывает, что коксующиеся угли, залегающие в недрах Тувы, очень востребованы. Естественно, что освоение богатств тувинской земли невозможно без строительства железной дороги, которая на сегодняшний день не только запроектирована, но этот проект уже прошёл госэкспертизу в технической части. Планируем, что в I квартале текущего года будет осуществлена и финансовая экспертиза. Ясно, что железная дорога для Тувы имеет не только экономическое значение, но и транспортное. Ведь у нас, действительно, доступность в республику очень затруднена: авиационное сообщение не развито из-за дороговизны, а единственной "дорогой жизни" является трасса М-54, по которой завозятся и вывозятся все грузы. В целом такое положение и повлияло на недостаточное развитие Тувинской республики – на её неинтегрированность в экономическое пространство России, и её отставание по многим показателям. Например, очень высока ценовая составляющая на строительные материалы. Более того, у нас имеются и серьёзные ограничения по потреблению электроэнергии.

Если мы построим железную дорогу, я уверен, что с целью экономии средств будет принято решение её электрифицировать, и сделать тягу электрической. Также это даст дополнительные возможности для электрификации районов, по которым она пройдёт, позволит "завести" в республику хотя бы 20 мегаватт дополнительной мощности, потому что сейчас у нас практически нет ни одного свободного мегавата. И самое главное – Тува сможет превратиться из "тупикового субъекта" в территорию, интегрированную не только в экономическое пространство России, но и в международный рынок. Ведь в перспективе возможно продолжение магистрали Кызыл-Курагино, а это позволит выйти на Монголию и потом в Китай. Причём китайская сторона очень заинтересована в этом и готова построить магистраль по территории Монголии за свои средства.

- Сергей Иннокентьевич, не получится ли, что Китай начнёт строить магистраль раньше, чем мы?

- Думаю, что такого не будет. Потому что железную дорогу Кызыл-Курагино начинаем уже в этом году. Хочу отметить, что наш инвестор - ЗАО "Енисейская промышленная компания" (ЕПК) - успел довести проект до логического завершения в рамках инвестиционного частно-государственного партнерства. Сегодня у нас есть основания считать, что все компании, выкупившие лицензии на разработку месторождений, объединяться в пул инвесторов, и этот вопрос решится в ближайшее время.

- Уточните, пожалуйста, участников пула.

- В объединение инвесторов вошли следующие компании: ЕврАЗ Груп, ОАО "Северсталь" и ЕПК. Все договорённости между ними достигнуты, и я не вижу никаких противоречий между инвесторами. Более того, мы понимаем, что объём грузооборота железной дороги в 15 млн. тонн в год, который сегодня запроектирован - это очень мало для наших инвесторов, и они будут вести переговоры по расширению возможностей магистрали. И, скорее всего, согласно проекту, воспользуются возможностью расширения разъездов, чтобы повысить пропускную способность до 27 млн. тонн в год. Хочу ещё раз подчеркнуть, что железная дорога для республики Тува не только экономический проект, но и стратегический, и социальный. Ведь благодаря ей в республике появятся новые рабочие места - планируется трудоустроить порядка 18 тысяч человек. Предполагаем, что 10 тысяч из них будут жителями республики, а примерно 8 тысяч рабочих мест займут привлечённые специалисты. Кроме того, магистраль позволит дать работу множеству людей при строительстве горно-обогатительных комбинатов, шахт, угольных разрезов. В общем, железная дорога - это Будущее Тувы.

- Повлиял ли проект строительства магистрали на интерес к республике?

- Конечно, и это самое главное. Если рассматривать с точки зрения экономической привлекательности, только проектирование магистрали Кызыл-Курагино в несколько раз повысило интерес потенциальных инвесторов к экономике Тувы. Это однозначно! Ведь когда ЕПК только задумывало строительство магистрали, к нам покупатели угольных месторождений не стремились. Сегодня, когда схема строительства и источники финансирования стали понятны, ситуация кардинально поменялась. В 2011 году в инвестиционный фонд России заложено 8,4 млрд. рублей. Такую же сумму предполагает вложить и инвестор. И эти средства в объёме 16 млрд. рублей могут быть использованы уже в этом году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Республика Тува25.02.11Сергей Тен: Проектирование магистрали «Кызыл-Курагино» повысило интерес потенциальных инвесторов к экономике Тувы