08-05-15 / 2015
Новости отрасли
Проект "Великий Шелковый путь" /к запланированным российско-китайским переговорам/

"Великий Шелковый путь" /экономический пояс "Шелковый путь", в Китае часто называется "пояс и путь"/ - проект создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы. Направлен на интенсификацию научно-технического сотрудничества и углубление экономического взаимодействия между государствами. Идея создания проекта была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином во время выступления в "Назарбаев Университете" /Астана/ в рамках государственного визита в Казахстан в сентябре 2013 года.

Торговый маршрут из Китая в Европу получил название "Великого Шелкового пути" в 1877 году. Понятие было введено немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном, который предложил назвать так действовавшие со II в. до н.э. караванные маршруты из Китая в Европу, пролегавшие по территории современной Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана и Греции. По "Великому Шелковому пути" в Европу поступал шелк, фарфор, специи и различные украшения. В XV в. путь пришел в упадок из-за активного развития морской торговли.

Современный проект предусматривает формирование единого евроазиатского торгово-экономического пространства и трансконтинентального транспортного коридора. Для КНР одна из основных целей реализации проекта состоит в сокращении сроков доставки грузов из Китая в Европу. В настоящее время средний срок доставки контейнерных грузов из Китая в Европу морским транспортом составляет 45-60 суток. В рамках пилотных проектов вне программы "Великий Шелковый путь", проводимых с участием ОАО "Российские железные дороги", срок перевозки в прошлом году был сокращен до 13 суток. В случае успешной реализации проекта "Великий Шелковый путь" грузы из Китая в Европу будет доставляться за 10 дней.

В настоящий момент четкий маршрут, по которому пройдет новый "Великий Шелковый путь", до конца не разработан. Изучаются различные его варианты. Так, по данным китайского информагентства "Синьхуа", наземная часть "Шелкового пути" начинается в китайском городе Сиань /древняя столица Китая/, идет на восток к городам Ланчжоу /провинция Гансу/, Урумчи /Синьцзян-Уйгурский автономный район /СУАР/. Границу КНР маршрут пересекает на контрольно-пропускном пункте Хоргос, затем следует через Центральную Азию /Казахстан-Киргизия-Узбекистан-Таджикистан/, идет на Ближний Восток /Иран-Турция/, после пересечения Босфора идет на север, в РФ /Москва/, и затем в Европу /Голландия-Германия-Италия/, заканчивается в Венеции.

В основе реализации наземной части "Великого Шелкового пути" лежит строительство трех железнодорожных коридоров /северный, центральный и южный/, которые впоследствии станут основой для развития других видов транспорта, в том числе автомобильного. Их строительство является необходимым этапом в реализации проекта.

Маршрут северного железнодорожного коридора проходит из Западного Китая в Европу через Казахстан и РФ к Балтийскому морю, от нее западная ветка пройдет через Белоруссию и через Польшу в Германию и Голландию.

Центральный коридор, который является самым сложным с точки зрения политической обстановки и отсутствия действующей инфраструктуры, соединяет порты Центрального Китая /Шанхай, Ляньюньган/ со странами Центральной Азии /Киргизия, Узбекистан, Туркменистан/, Ираном, Турцией, затем следует через Балканский полуостров к портам Франции. Его реализация потребует строительства дополнительного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле /Турция/. Существующий тоннель, открытый в 2013 году, уже перегружен внутригородскими пассажирскими поездами.

Южная ветвь проходит по маршруту из Китая в Индию, Бангладеш и Мьянму, а также из КНР в Пакистан.

Морская часть проекта "Шелкового пути" /идея о его возрождении озвучена в октябре 2013 года Си Цзиньпином в Индонезии/ берет начало в Фучжоу /провинция Фуцзянь/ идет через Гуанчжоу /провинция Гуандун/ и остров Хайнань. Затем морская часть направляется к Малаксскому проливу /Малайзия-Индонезия/, через Индийский океан /Индия/ пересекает Африканский рог /Кения/ и направляется в Красное и Средиземное моря. Планируется, что и морской, и все сухопутные коридоры будут иметь конечную точку в Венеции.

В ноябре 2014 года в рамках саммита АТЭС Китай выступил с заявлением, что намерен выделить 40 млрд долл. США на создание фонда "Шелкового пути". Эти средства будут направлены на оказание финансовой поддержки для строительства инфраструктуры, развития финансового сотрудничества и других проектов в странах, входящих в экономический пояс "Великого Шелкового пути".

 Для этих целей также может быть привлечен Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежденный в октябре 2014 года по инициативе КНР. Участие в инвестировании проектов также принимают китайские портовые операторы и транспортные компании /Cosco Pacific, China Merchants, China Road and Bridge и др./, которые, по данным Reuters, вложили около 5 млрд долларов в развитие транспортной инфраструктуры в странах, через которой проходит маршрут "Великого Шелкового пути".

Помимо создания единой транспортной инфраструктуры, проект подразумевает расширение таможенного сотрудничества, расширение масштабов финансовых операций между странами, создании финансовых институтов при различных региональных организациях /ШОС, БРИКС/. Развитие гуманитарных связей подразумевает активный обмен в сфере культуры и науки, СМИ, молодежные контакты. Также в рамках реализации проекта Китай будет особое внимание уделять северо-западным и восточным, юго-западным и центральным провинциям.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС08.05.2015