13-11-14 / 2014
Новости отрасли
Проект транспортного узла в Нижнем Бестяхе пересмотрят

Волжская государственная академия водного транспорта ВГАВТ и ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» представили концепцию создания близ станции Правая Лена в Якутии промышленно-логистического кластера. Парадокс в том, что она является альтернативой уже начатого в поселке Нижний Бестях проекта.

В конце августа в Якутии сдан во временную эксплуатацию завершающий участок Амуро-Якутской магистрали Томмот – Кердем – Нижний Бестях. Сейчас генподрядчик ЗАО «Инжтрансстрой» заканчивает строительство участка, чтобы в 2015 году ввести его в постоянную эксплуатацию. Для обеспечения рентабельной работы этой дороги сейчас на первый план выходит вопрос создания в Нижнем Бестяхе необходимой инфраструктурно обустроенной территории. Соответствующие работы уже начаты созданным в прошлом году ОАО «Транспортно-логистический центр РС (Я)». Идет строительство подъездных, погрузочно-выгрузочных и маневровых железнодорожных путей, открытых площадок для грузовых операций. В районе станции Нижний Бестях возводится прирельсовый склад нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт» и ОАО «НК «Туймаада-Нефть» с подъездной автодорогой.

Между тем на совещании о развитии транспортного узла в Нижнем Бестяхе, которое провел президент Якутии Егор Борисов, представлена альтернативная концепция по созданию близ станции Правая Лена промышленно-логистического кластера «Якутский индустриальный парк», разработанная специалистами ВГАВТ и Ленского пароходства. Суть ее состоит в обустройстве промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн тонн грузов в год. Доцент кафедры управления транспортом ВГАВТ Сергей Железнов подчеркнул, что сырьевые ресурсы Центральной Якутии располагают к созданию на правом берегу Лены производств по выпуску облагороженного угля, топливных брикетов, различных стройматериалов и металлических изделий.

Концепцию предлагается превратить в проект и реализовать на основе государственно-частного партнерства с привлечением средств Внешэкономбанка. Заявленный разработчиками срок окупаемости – от 10 до 13 лет. Среди ожидаемых результатов – развитие Якутской городской агломерации, создание свыше семи тысяч рабочих мест, оптимизация товародвижения путем переключения грузопотоков с порта Осетрово на перевалочный пункт кластера, а также максимальная загрузка железной дороги БАМ – Нижний Бестях.

Однако не все участники совещания поддержали эту концепцию. Так, генеральный директор ОАО «Еловское-Трансстрой» Александр Дудников поставил под сомнение целесообразность возведения речного порта, поскольку перевозки по реке имеют сезонный характер. Он также отметил, что берегоукрепление и строительство причальной набережной окажутся чрезвычайно затратными. Председатель совета директоров ОАО «Транспортно-логистический центр» Александр Аммосов был еще более категоричен, он дал понять, что идея с индустриальным кластером дублирует уже начатую его компанией работу. Председатель правительства Якутии Галина Данчикова отметила, что идея все же неплохая, но требует проработки с учетом уже имеющихся проектов. А строительство порта может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену. Напомним, правительство решило перенести реализацию этого проекта за 2020 год. Как сообщили «Гудку» в Минтрансе, это связано с ограниченными инвестиционными возможностями федерального бюджета. Заложенные в проект средства (около 18,3 млрд руб.) перераспределены на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги федерального значения М-56 «Лена» – от Невера до Якутска.

Подводя итоги совещания, Егор Борисов поручил еще раз просчитать все варианты и при необходимости создать консорциум, чтобы к концу января представить объединенный проект транспортно-логистического узла в поселке и далее принимать решение по привлечению инвестиций.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.11.2014