09-02-11 / 2011
Новости отрасли
Проект строительства дороги Белое море - Коми - Урал спешно пересматривают

Проект строительства дороги Белое море – Коми – Урал («Белкомур») спешно пересматривают и готовят к обсуждению на правительственном совещании, которое должно состояться в марте. В ОАО «РЖД» готовы поддержать проект «Белкомур», приведя в порядок подходы к строящейся линии. Впрочем, для этого необходимо обновить проектные данные.

О том, что необходимо заново произвести расчеты по проекту "Белкомур", на прошлой неделе сообщил заместитель министра транспорта России Виктор Олерский. "Грузовая база проекта есть, нужно сосредоточиться на качественных расчетах его окупаемости и выходить на комиссию Инвестфонда", - отметил Виктор Олерский на совещании, прошедшем в правительстве Пермского края, где обсуждались вопросы развития транспортного узла региона.

Заместитель председателя правительства Пермского края Юрий Уткин, которому поручено подготовить протокол для Минтранса с актуализированными данными по проекту "Белкомур", считает, что ситуация вокруг долгостроя в последнее время сильно изменилась. По его словам, сразу несколько крупных компаний проявили интерес к проекту. В основном это производители минеральных удобрений, такие как ОАО "Азот", объединенные в одну компанию "Уралкалий" и "Сильвинит", а также компании "Акрон" и "Еврохим". Юрий Уткин также сообщил, что интерес к проекту проявила и компания "ЛУКОЙЛ".

Впрочем, о том, что у проекта есть понятная грузовая база, в РЖД с твердой уверенностью говорить не могут. "Оценка того, во сколько встанет компании усиление железнодорожных подходов к "Белкомуру", станет возможна тогда, когда будет ясна грузовая база, - говорит генеральный директор ОАО "Институт экономики и развития транспорта" Федор Пехтерев. - А компании, которые называются в рамках проекта "Белкомур" в качестве потенциальных грузоотправителей, отвечая на наши запросы по своим будущим объемам, называют именно те же объемы, что звучат в рамках проекта. Но упоминаются совершенно другие порты, в том числе находящиеся на Дальнем Востоке".

В свою очередь Юрий Уткин говорит, что привлекательность этого проекта настолько высока, что есть предпосылки для пересмотра уже согласованных проектов развития транспортных узлов. "Даже при реализации проекта в усеченном формате действующий сегодня маршрут до Мурманска сократится на 820 км", - говорит Юрий Уткин. По его мнению, имеет смысл глубже рассмотреть проект развития Мурманского транспортного узла с учетом проекта "Белкомур".

Кроме того, чиновник предлагает смотреть еще шире. "Белкомур" необходимо рассматривать и как транзитную площадку, в частности для грузов из Казахстана, представители которого, по словам Юрия Уткина, готовы отгружать в адрес российских северо-западных портов около 30 млн тонн сланцевых углей ежегодно.

В ОАО "РЖД" готовы всячески поддерживать проект "Белкомур", однако подчеркивают, что эта помощь не будет выражаться в деньгах. "Мы готовы участвовать в этом проекте, но не в денежном выражении, а приводя в соответствие инфраструктуру, которая существует на подходах к "Белкомуру". Этим мы будем заниматься после того, как станут понятны конкретные сроки. Около 10 лет назад мы так и сделали - провели капитальный ремонт инфраструктуры именно под этот проект, но линия так и не появилась", - констатирует Федор Пехтерев. Он же добавляет, что компания "Российские железные дороги" окажет поддержку проекту в части изыскания возможностей по использованию средств Инвестиционного фонда.

Кроме того, в компании готовы рассмотреть предложения по передаче тупиковых линий от Архангельска на юг до Карпогор (222 км) и от Микуни на север до Вендинги (176 км) в управление стороне, реализующей проект "Белкомур". "Сейчас мы этого сделать не можем, потому что оборот имущества ОАО "РЖД" запрещен или ограничен", - объясняет Федор Пехтерев.

Оптимизированная схема финансирования строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" должна быть рассмотрена в Правительстве России в марте. Инвестиции в строительство железнодорожной магистрали "Белкомур" должны составить около 0,6 трлн руб. Объем инвестиций, которые планируется привлечь из Инвестфонда, - 118 млрд руб. Именно деньги из Инвестфонда планировалось потратить на строительство железной дороги. По мнению Юрия Уткина, после актуализации данных, скорее всего последняя цифра изменится, однако, в какую сторону, чиновник не уточнил.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.02.11Прекратить долгострой