09-02-09 / 2009
Новости отрасли
Проект создания Второй грузовой компании будет дорабатываться

На совещании в Минтрансе проект создания Второй грузовой компании, в которую планируется передать весь оставшийся у ОАО "Российские железные дороги" инвентарный парк, был признан "сырым" и отправлен на доработку. Не был утвержден и проект создания координирующего органа - "совета рынка", который должен следить за соблюдением правил игры на рынке в новых условиях: мнения частных операторов подвижного состава по форме создания нового регулятора на рынке разделились. В пятницу на совещании в Минтрансе частные операторы подвижного состава, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и представители министерства обсудили вопрос создания недискриминационных условий на рынке железнодорожных перевозок. Согласно плану структурной реформы на транспорте, в 2010 году должна быть создана Вторая грузовая компания (ВГК), в результате чего ОАО РЖД полностью лишится вагонов, а государство перестанет регулировать вагонную составляющую в тарифе. Сейчас частные операторы владеют более 39% российского вагонного парка, их доля в грузообороте - 44,6%. По словам участников совещания, проект ОАО РЖД, предполагающий создание ВГК как дочерней компании госмонополии, передачу ей оставшихся у РЖД вагонов и возможность участия в ее уставном капитале частных операторов (см. "Ъ" от 26 января), утвержден не был. "Было решено, что проект будет дорабатываться и выносить его на межведомственную комиссию пока рано", - отметил участник совещания. Другой собеседник "Ъ" подтвердил, что замминистра транспорта Александр Мишарин назвал проект "слишком сырым". "Сейчас еще нет понимания, насколько нужно создавать вторую Первую грузовую компанию в виде полностью зависимого от РЖД оператора. В итоге они вдвоем будут рвать рынок", - говорит собеседник "Ъ". Одна из причин того, что проект не был утвержден - отсутствие системы управления вагонами после исчезновения инвентарного парка ОАО РЖД. Министр транспорта Игорь Левитин в недавнем интервью "Ъ" говорил о планах создания координирующего органа, который "должен выработать предложения по работе рынка в условиях отсутствия вагонов у ОАО РЖД, а также их дефицита или избытка" (см. "Ъ" от 4 февраля). Этот вопрос обсуждался и на совещании в Минтрансе. "РЖД и ряд частных операторов выступили с предложением о создании само регулируемой организации (СРО) с участием всех крупных операторов", - рассказывает участник совещания, добавляя, что РЖД представила даже проект устава СРО. Создать саморегулирующую организацию ранее предлагала частная компания "Новотранс" (оперирует парком 7,5 тыс. вагонов). "Нам нужен не совещательный орган, а регулятор, решения которого будут обязательны", - говорит гендиректор "Новотранса" Сергей Гришин, отмечая, что о совещании в Минтрансе ему не сообщали. Но у этого плана есть и противники. По мнению гендиректора оператора "Евросиб Спб - транспортные системы" (парк более 11 тыс. вагонов) Эдуарда Мусиенко, присутствовавшего на совещании, создание СРО не застрахует рынок от доминирования ОАО РЖД и ее дочерних структур. Он считает, что для оперативного урегулирования случаев дискриминации частных операторов нужно создать наблюдательный совет при антикризисной комиссии под руководством вице-премьера Игоря Шувалова. Взвешенность решениям совета придаст включение в его состав структур, независимых от ОАО РЖД, - Минтранса, ФАС, Федеральной службы по тарифам. "В итоге было принято соломоново решение о создании наблюдательного совета, порядок формирования которого пока не определен. Но он рассмотрит вопрос о создании СРО", - рассказал "Ъ" господин Мусиенко. Крупнейших российских операторов, FESCO и группы "Н-Транс", на совещание не пригласили. "Несогласованность при проведении столь важных совещаний делает очевидной необходимость создания координирующего органа", - говорит вице-президент FESCO Алексей Гром. По его словам, и предыдущее совещание в Минтрансе в январе "поделило операторов на два лагеря: кто был и кто не был".

 

ИсточникДатаНаименование материала
КоммерсантЪ09.02.2009Минтранс притормозил железнодорожную реформу