09-01-20 / 2020
Новости отрасли
Проект Rail Baltic запаздывает на 1,5 года, возможен перерасход его бюджета - выводы госаудита

Затраты по проекту крупнейшего инфраструктурного проекта стран Балтии - строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica от Таллина до границы Литвы с Польшей - могут превысить утвержденный бюджет, также могут быть превышены сроки его реализации, заявили по итогам проверки проекта высшие ревизионные органы Латвии, Литвы и Эстонии.

Строительство 870-километровой железнодорожной линии ранее оценивалось в 5,79 млрд евро, проект предполагает завершение до конца 2025 года. Проект на 75% финансируется Евросоюзом.

Как сообщил Госконтроль Латвии, пока организациям, которые реализуют проект, не удалось обеспечить выполнение мероприятий, определенных договорами о финансировании из ЕС, в соответствии с утвержденным графиком и первоначально рассчитанным бюджетом. "Мероприятия по реализации проекта Rail Baltica на 1,5 года отстают от первоначально запланированного договорами о финансировании графика", - заявил Госконтроль.

Совместный аудит Rail Baltic проводили высшие ревизионные органы Латвии, Литвы и Эстонии. Его целью совместного была оценка управления системами внутреннего контроля и государственных закупок в проекте Rail Baltic, эффективность использования государственных денег, в частности в рамках закупок и контрактов. Проверены были RB Rail, совместное предприятие стран Балтии по строительству Rail Baltica, ответственные за проект министерства и другие имеющие отношение к реализации проекта организации Эстонии, Латвии и Литвы.

В ревизионном заключении отмечается, что в июне 2019 года RB Rail заявило, что строительство магистрали может затянуться до марта 2030 года, если наступят риски и не будет доступно необходимое финансирование. Тем не менее, рассчитанный в 2017 году бюджет и утвержденные сроки реализации проекта к 2026 году изменены не были.

По проекту к настоящему времени заключены четыре договора о финансировании, один из которых обязателен только для Литвы.

Согласно данным проверки, бюджет одного из подписанных договоров о финансировании будет превышен на 59,3 млн евро, в то время как использование средств по еще одному договору предполагается на 0,231 млн евро меньше.

В заключении также говорится, что, хотя все три балтийских государства при планировании своих среднесрочных бюджетов включили в него необходимые для Rail Baltica средства, ни одна из них не разработала долгосрочный план по финансированию проекта до его окончания. У стран также нет официально утвержденных планов по самофинансированию проекта на случай, если затраты на его реализацию окажутся больше, чем планировалось, и/или софинансирование Европейского союза будет меньше запланированного.

Согласно данным Госконтроля Эстонии, сроки выполнения работ, за которые отвечает эта страна, превышены или будут превышены в среднем более чем на два года по сравнению с конечными сроками, зафиксированными в договорах о финансировании.

Например, деятельность Эстонии по строительству пассажирских терминалов Пярну и Юлемисте задерживается, согласно прогнозам, на 5 лет. В направленных Европейской комиссии отчетах в качестве причин задержки названа необходимость более подробных исследований, неудачные закупки и конкурсы, а также более позднее, чем ожидалось, вступление в силу закона о приобретении недвижимости в общественных интересах.

По заявлению RB Estonia, основного участника реализации эстонской части проекта, задержки также обусловлены действиями находящегося в Латвии RB Rail - например, опоздания с составлением проектировочных инструкций.

Как поясняет BNS, если страна ЕС не может вовремя использовать софинансирование для реализации проекта, Европейская комиссия имеет право отозвать его. В то же время, по договоренности сторон, соглашения о финансировании можно менять, в том числе продлевать сроки выполнения работ или разделять работы на этапы. Министерства и RB Rail уже подали ходатайства о продлении срока реализации соглашений о финансировании.

В ревизионном заключении отмечается, что структура реализации проекта не противоречит законодательству стран Балтии и что структура управления не влечет за собой конфликта интересов в законодательстве. Однако в странах-участниц проекта разные взгляды на его управление, например, нет общего понимания лучшего решения для финансирования RB Rail или последующего управления инфраструктурой, и сложности в достижении соглашений привели к потере времени. При этом анализ показал, что до сих пор не существует эффективного механизма для решения ситуаций, когда бенефициары проекта не могут прийти к единому решению.

Высшие ревизионные учреждения Латвии, Литвы и Эстонии по итогам ревизии направили рекомендации RB Rail, акционерам предприятия и министерствам транспорта.

Министр сообщения Латвии Талис Линкайтс, который и ранее заявлял о возможном затягивании проекта Rail Baltica из-за сложностей с финансированием, комментируя выводы госаудита, сказал, что министерство сообщения предложило несколько организационных и операционных решений для ускорения реализации проекта, в том числе идею концентрации управления проектом в одной компании - RB Rail.

Линкайтс сообщил также, что в настоящее время идет проектирование самых сложных участков Rail Baltica в Латвии. Кроме того, завершена разработка технических решений для станции Rail Baltica в международном аэропорту Риги, идет разработка проекта Рижского центрального вокзала, и уже заключен договор о строительстве.

Министр отметил, что на сегодняшний день для Rail Baltica обеспечено финансирование в размере 800 млн евро, проект находится в списке приоритетов латвийского правительства, и в феврале текущего года планируется подать следующие заявки на получение средств.

В свою очередь временный председатель правления RB Rail Агнис Дриксна сообщил BNS, что компания полностью доверяет результатам проведенного аудита и примет меры по устранению рисков, отмеченных в ревизионном заключении.

Дриксна подчеркнул, что реализация проекта Rail Baltica к 2026 году все еще остается целью компании.

"Мы определили ключевые условия для достижения этой цели, включающие улучшение процесса принятия решений на этапах проектирования и строительства, своевременную доступность финансирования. Если эти условия будут выполнены, проект Rail Baltica можно реализовать в установленные сроки", - сказал Дриксна.

Финансовый директор RB Rail Игнас Дегутис пояснил, что проект достиг стадии проектирования, поэтому в распоряжении разработчиков проекта оказывается все более подробная техническая информация о масштабах запланированных работ.

Он сообщил, что, основываясь на новой информации, расходы Rail Baltica во всех странах будут скорректированы после завершения разработки проекта в 2021 году и проведения дальнейших исследований о прогнозируемых пассажирских и грузовых потоках.

"В то же время нужно признать, что существует множество возможностей для снижения стоимости проекта за счет совместных закупок и продуманных решений", - отметил Дегутис.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс09.01.2020